16 Января 2015
Праздник крещения господня

Затем праздники разделились. Рож-дество Христово было установлено в день, который исторически наиболее соответствует дню рождения Спасителя, а Крещение как бы оттянуло на себя второе название – Богоявление, время, когда Господь вышел к миру. Пришёл Сам, во всей полноте человеческого расцвета, и предстал как Единый от Троицы.
Митрополит Антоний Сурожский называет этот момент одним из самых страшных и трагических в жизни Сына Человеческого: «Рождество — это мгновение, когда Бог … облекается в человеческую плоть, … когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной… Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своём человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идёт вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берёт на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную».
А каков был день нашего крещения? По преданию, в день крещения человеку прощаются все его прошлые грехи. Бывает, посещает каждого из нас мысль, что хорошо бы начать всё сначала, всё «переделать» и зажить по-новому, и каким бы невероятным это ни казалось, оно реально и возможно – во Святом Крещении. Бог, «отверзая Небеса», протягивает нам Отчие объятия, а мы отрицаемся сатаны и даём обет сочетаться со Христом. По слову Антония Сурожского, «таинством Крещения… мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несёт имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей своё имя; как это человеческое имя мы бережём! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям... И именно так соединяемся мы со Христом».
Но задумаемся, Христовы ли мы или христианство для нас – лишь красивый обряд и непонятно почему ожидаемая гарантия земного процветания, супружеского благополучия, родительского успеха? Не мы ли оказываемся среди тех, кто приходит в храм дважды в год: набрать воды в Крещение (да побольше!) и освятить куличи на Пасху – вот и вся наша вера. Нет ли среди нас тех, кто ныряет в ледяную прорубь, чтобы получить себе ровно на год здоровья? В «Настольной книге священнослужителя», изданной в 1913 году, есть строки, которые разочаруют крещенских «моржей»:
«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Бог создал человека как подобное Себе существо, явился, чтобы напомнить об этом подобии нам, запутавшимся в суете: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф, 6:33).«Это всё» — то есть потребное, нужное. Не приложилось? А искали?
Господь верен Своим словам, но и мы должны исполнить обеты. Наше дело — покаяться в грехах, Божье — взять их, понести на Себе и пригвоздить ко Кресту. Только так, взаимным усилием, сотворчеством с Богом, совершается наше спасение. Только так и никак иначе.
Наталья Никольская
Митрополит Антоний Сурожский называет этот момент одним из самых страшных и трагических в жизни Сына Человеческого: «Рождество — это мгновение, когда Бог … облекается в человеческую плоть, … когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной… Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своём человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идёт вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берёт на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную».
А каков был день нашего крещения? По преданию, в день крещения человеку прощаются все его прошлые грехи. Бывает, посещает каждого из нас мысль, что хорошо бы начать всё сначала, всё «переделать» и зажить по-новому, и каким бы невероятным это ни казалось, оно реально и возможно – во Святом Крещении. Бог, «отверзая Небеса», протягивает нам Отчие объятия, а мы отрицаемся сатаны и даём обет сочетаться со Христом. По слову Антония Сурожского, «таинством Крещения… мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несёт имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей своё имя; как это человеческое имя мы бережём! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям... И именно так соединяемся мы со Христом».
Но задумаемся, Христовы ли мы или христианство для нас – лишь красивый обряд и непонятно почему ожидаемая гарантия земного процветания, супружеского благополучия, родительского успеха? Не мы ли оказываемся среди тех, кто приходит в храм дважды в год: набрать воды в Крещение (да побольше!) и освятить куличи на Пасху – вот и вся наша вера. Нет ли среди нас тех, кто ныряет в ледяную прорубь, чтобы получить себе ровно на год здоровья? В «Настольной книге священнослужителя», изданной в 1913 году, есть строки, которые разочаруют крещенских «моржей»:
«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Бог создал человека как подобное Себе существо, явился, чтобы напомнить об этом подобии нам, запутавшимся в суете: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф, 6:33).«Это всё» — то есть потребное, нужное. Не приложилось? А искали?
Господь верен Своим словам, но и мы должны исполнить обеты. Наше дело — покаяться в грехах, Божье — взять их, понести на Себе и пригвоздить ко Кресту. Только так, взаимным усилием, сотворчеством с Богом, совершается наше спасение. Только так и никак иначе.
Наталья Никольская