05 Февраля 2015
Новый Декрет о земле

— С начала 90-х годов прошлого века законы в сфере земельных отношений в нашей стране всегда менялись стремительно, порой «разворачивая» требования предыдущих регулирующих документов на 180 градусов. Связано это с тем, что вся система правового регулирования земельно-имущественных отношений в РФ до сих пор находится в стадии становления. Это нормальный процесс: в развитых зарубежных странах он длился веками и продолжается и по сей день.
Мы же, государственные исполнительные и муниципальные органы власти и простые граждане, должны вовремя перестраиваться и жить в современном правовом поле.
Да, вся муниципальная нормативная база, которая с огромными усилиями была создана за последние полтора года администрацией Новосибирского района, должна сейчас претерпеть серьёзнейшие изменения: одни акты вообще утратят силу, другие надо будет создать вновь. Это сложный и кропотливый процесс, в котором немало несоответствий и нестыковок в различных федеральных нормативных актах.
На предстоящие задачи администрация Новосибирского района смотрит с чётким осознанием их объёма и сложности и с твёрдой уверенностью в их профессиональном и качественном решении.
— Николай Сергеевич, в народе изменения в федеральном законе уже прозвали новым Декретом о земле. Какие шаги в свете грядущих перемен предприняты со стороны администрации Новосибирского района?
— За полтора предыдущих года на базе администрации района создан сильнейший профессиональный кадровый и информационный потенциал. В частности, муниципальное учреждение «Земельное бюро», в штате которого работают специалисты с профильным земельным, кадастровым, юридическим образованием, обладающие большим опытом работы в различных государственных и муниципальных органах власти, а также в частных компаниях, оказывающих услуги в сфере земельно-имущественных отношений. Материальное обеспечение данного учреждения позволяет уверенно выполнять весь комплекс кадастровых, геодезических работ, проводить высокоточный полевой геодезический контроль. Естественно, что эффективное использование любых ресурсов невозможно без осознания их количества, качества и местоположения. В 2013—2014 гг. на территории Новосибирского района создана и введена в действие современнейшая геоинформационная система, позволяющая в режиме реального времени вести муниципальный учёт земельного фонда района с привязкой к сведениям различных государственных и частных реестров и кадастров. Благодаря этому стало возможным не только своевременное и качественное оказание муниципальных услуг, связанных с землёй, но и проведение инвентаризации земельного фонда района. В результате такой инвентаризации были выявлены практически все не введённые в оборот земли, в их отношении осуществлены кадастровые работы: определено местоположение конкретных земельных участков, их границы и целевое назначение.
Ведётся постоянная работа. Полученные сведения были внесены и продолжают вноситься в государственный кадастр недвижимости и единый госреестр прав, а также в иные открытые информационные интернет-системы областного и муниципального уровня. Завершение указанных задач обеспечит максимальную публичность сведений о земле, а также прозрачность и доступность процедур предоставления земельных участков на территории Новосибирского района. Ведь земля — это наш общий драгоценный ресурс.
— Какова была прежняя система предоставления земельных участков?
— До 2013 года на территории района основным способом выделения земель являлась процедура предварительного согласования и оформления акта о выборе участка. Как показала многолетняя практика, это было невыгодно для бюджета и непрозрачно для большинства.
— Какие шаги предприняла администрация?
— С 11 октября 2013 года земельные участки для строительства на территории Новосибирского района предоставляются через торги.
Исключение сделано только для случаев предоставления земли для строительства линейных объектов (автомобильных дорог, линий электропередач, газопроводов и т.д.), для размещения объектов федерального, регионального, муниципального значения, а также для строительства объектов социально-бытового назначения (детских садов, школ, насосных станций, котельных и т.д.).
— Но это же устраивало не всех?
— Конечно, некоторые, понимая невозможность дальнейшего получения участков без проведения торгов и дальнейшего использования пробелов действующего законодательства, пытались, да и сейчас пытаются через прокуратуру, полицию, путём направления жалоб в судебные и государственные органы власти воздействовать на администрацию района, чтобы решения об отказе в предоставлении участков без проведения торгов были пересмотрены.
Тем не менее, районная администрация отстаивает правильность позиции выделения участков исключительно на торгах. Ведь это основано на нормах действующего законодательства и необходимости справедливого, открытого и эффективного для бюджета района и всего населения распределения публичных земель.
— Сколько дел администрация района выиграла?
— В 2014 году в области земельных отношений действия администрации Новосибирского района были обжалованы в судах общей юрисдикции 190 раз, из них удовлетворено только пять исков; в арбитражные суды было подано 53 иска, из которых удовлетворено 13.
— Насколько возможно сделать «земельные» вопросы прозрачными?
— Как я уже сказал, инвентаризация и опубликование сведений о земле в реальном времени в средствах массовой информации, в том числе в интернете — это самый действенный способ создания режима их прозрачности. Однако от инвентаризации есть и ещё один несомненный плюс: из статуса государственных неразграниченных земель, не имеющих ни чёткого местоположения, ни границ, весь такой «неразграниченный земельный фонд» района превратился в земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности района.
И если до этого года правовой статус таких земель не имел особого значения, то с 1 марта 2015 года наличие зарегистрированных прав района даёт юридическую возможность продолжения администрацией Новосибирского района земельной политики публичности и прозрачности.
Здесь необходимо отметить, что согласно уставу Новосибирского района, порядок распоряжения муниципальной собственностью (в рамках федеральных законов) устанавливает Совет депутатов Новосибирского района, а это 30 народных избранников, так что куда уж более прозрачно...
В декабре 2013 года президент России Владимир Путин в своём обращении к Федеральному Собранию сделал акцент на необходимости урегулирования системы местного самоуправления и её реформирования. Уже в 2014 году со стороны федерального правительства был принят ряд нормативных актов. Изменения коснулись полномочий по определению перспектив развития территорий, иными словами — кто будет утверждать генплан и право землепользования застройки. Ранее этим занимались поселения, сельсоветы, а теперь, согласно федеральному законодательству, это прерогатива муниципальных районов. Кроме этого, от района к сельсоветам перенаправлены полномочия по распоряжению государственной неразграниченной землёй. И третье серьёзное изменение затрагивает доходы от использования неразграниченных земель.
— Какие перемены ждут территории?
— С 1 марта всю процедуру оказания муниципальных услуг в отношении участков из категории неразграниченных земель должны были бы обеспечивать сельсоветы. Учитывая, что финансовое состояние поселений оставляет желать лучшего, а в некоторых, имеющих накопленные задолженности по коммунальному хозяйству, вообще не позволяет в полном объёме осуществлять текущую деятельность, говорить о качественном исполнении заявлений граждан по земле не представляется возможным.
Как я отметил ранее, для организации эффективного и доступного процесса оказания муниципальных услуг в сфере земельных отношений необходим соответствующий штат профессионалов, материально-техническое и информационное обеспечение, а также серьёзное юридическое сопровождение. Очевидно, что стоит это всё немалых денег. С учётом изменений в статью 62 Бюджетного кодекса РФ все неналоговые доходы от использования неразграниченных земель с этого года идут не поровну в район и поселение, как раньше, а 100 процентов в бюджет района!
— Но власть района нашла выход?
— Основным «сюрпризом» является потеря части доходов, а именно от использования земли, о чём я уже рассказал достаточно подробно. В настоящее время юристы и экономисты администрации прорабатывают юридически и готовят программу, в рамках которой будет возможна передачи части средств, поступающих от земли, в бюджеты поселений. В существующих экономических реалиях мы считаем это обязанностью районной власти. Ведь глава района отвечает за всё, что происходит на территории района, во всех 18 поселениях. И я уверен, такая инициатива получит должную оценку со стороны и руководства поселений, и жителей Новосибирского района в целом.
— Получается, что «сюрпризы», которые ждут всех, у нас уже отработаны.
— К счастью, планомерные и последовательные действия администрации в сфере земельных отношений создали серьёзную платформу для дальнейшего совершенствования этой важной сферы жизни не только населения нашего района, но и всех заинтересованных в получении земельного участка лиц. И сегодня мы не останавливаем свою работу в отношении льготников и любых других лиц. Наш положительный опыт также получил соответствующую оценку на уровне правительства Новосибирской области и был рекомендован для применения на территориях других муниципальных районов.
Сегодня главное — это открытый и прозрачный процесс оформления земельных участков для граждан.
— Что означают изменения для рядовых граждан?
— Вся земля была и есть в публичной собственности, независимо от того, кто ею распоряжается (муниципальный район или муниципальное образование), так что для жителей ничего не меняется. Это обеспечивает высокую степень общественного контроля, в том числе и за передачей земельных участков льготным категориям граждан.
— Как обстоят дела с льготной категорией граждан?
— Работа продолжается. Помимо предоставленных в 2013—2014 гг. 446 участков, по результатам инвентаризации территории района в 2015 году планируется сформировать и распределить среди нуждающихся граждан ещё около 300 земельных наделов.
— Нюансов много, и они влекут за собой массу дополнительных вопросов. Где можно получить ответы и есть ли бесплатная юридическая консультация?
— По всем вопросам можно обращаться в общественную приёмную администрации района, в МКУ «Земельное бюро». Также можно получить информацию, консультации в ходе выездных приёмных дней, которые сотрудники земельного бюро проводят еженедельно.
Более подробно о деятельности МКУ «Земельное бюро», о качестве предоставляемых услуг, о «Едином окне приёма» читайте в следующем номере «НР».
Лана Левада
МНЕНИЕ
Фира Абрамовна Оберемко, заместитель председателя садоводческого общества «Мечта», специально зашла к замглавы района Николаю Токареву. Долгое время женщина добивалась решения проблемы с оформлением в аренду под насосные станции участка прямо за территорией общества. Вроде и документы все собрала, и кадастровый паспорт оформила, и по межеванию всё сделала, но… документы потерялись.
— Тогда, в 2011 году в администрации работали совсем другие люди. Но вопрос-то надо было решать, вот я и пошла на приём к Николаю Сергеевичу. Глава района Василий Борматов тогда тоже со мной общался. Самое главное — я нашла понимание и поддержку. Они вникли в суть проблемы и объяснили мне, что надо сделать и куда обратиться. В «Земельном бюро», что на Державина, со мной общался начальник юридического отдела Максим Владимирович, грамотно и доходчиво всё объяснил, а его подчинённые в короткие сроки подготовили все документы, согласования. Скоро мытарства закончатся! Сегодня специально зашла сказать спасибо, большое человеческое спасибо.
Мы же, государственные исполнительные и муниципальные органы власти и простые граждане, должны вовремя перестраиваться и жить в современном правовом поле.
Да, вся муниципальная нормативная база, которая с огромными усилиями была создана за последние полтора года администрацией Новосибирского района, должна сейчас претерпеть серьёзнейшие изменения: одни акты вообще утратят силу, другие надо будет создать вновь. Это сложный и кропотливый процесс, в котором немало несоответствий и нестыковок в различных федеральных нормативных актах.
На предстоящие задачи администрация Новосибирского района смотрит с чётким осознанием их объёма и сложности и с твёрдой уверенностью в их профессиональном и качественном решении.
— Николай Сергеевич, в народе изменения в федеральном законе уже прозвали новым Декретом о земле. Какие шаги в свете грядущих перемен предприняты со стороны администрации Новосибирского района?
— За полтора предыдущих года на базе администрации района создан сильнейший профессиональный кадровый и информационный потенциал. В частности, муниципальное учреждение «Земельное бюро», в штате которого работают специалисты с профильным земельным, кадастровым, юридическим образованием, обладающие большим опытом работы в различных государственных и муниципальных органах власти, а также в частных компаниях, оказывающих услуги в сфере земельно-имущественных отношений. Материальное обеспечение данного учреждения позволяет уверенно выполнять весь комплекс кадастровых, геодезических работ, проводить высокоточный полевой геодезический контроль. Естественно, что эффективное использование любых ресурсов невозможно без осознания их количества, качества и местоположения. В 2013—2014 гг. на территории Новосибирского района создана и введена в действие современнейшая геоинформационная система, позволяющая в режиме реального времени вести муниципальный учёт земельного фонда района с привязкой к сведениям различных государственных и частных реестров и кадастров. Благодаря этому стало возможным не только своевременное и качественное оказание муниципальных услуг, связанных с землёй, но и проведение инвентаризации земельного фонда района. В результате такой инвентаризации были выявлены практически все не введённые в оборот земли, в их отношении осуществлены кадастровые работы: определено местоположение конкретных земельных участков, их границы и целевое назначение.
Ведётся постоянная работа. Полученные сведения были внесены и продолжают вноситься в государственный кадастр недвижимости и единый госреестр прав, а также в иные открытые информационные интернет-системы областного и муниципального уровня. Завершение указанных задач обеспечит максимальную публичность сведений о земле, а также прозрачность и доступность процедур предоставления земельных участков на территории Новосибирского района. Ведь земля — это наш общий драгоценный ресурс.
— Какова была прежняя система предоставления земельных участков?
— До 2013 года на территории района основным способом выделения земель являлась процедура предварительного согласования и оформления акта о выборе участка. Как показала многолетняя практика, это было невыгодно для бюджета и непрозрачно для большинства.
— Какие шаги предприняла администрация?
— С 11 октября 2013 года земельные участки для строительства на территории Новосибирского района предоставляются через торги.
Исключение сделано только для случаев предоставления земли для строительства линейных объектов (автомобильных дорог, линий электропередач, газопроводов и т.д.), для размещения объектов федерального, регионального, муниципального значения, а также для строительства объектов социально-бытового назначения (детских садов, школ, насосных станций, котельных и т.д.).
— Но это же устраивало не всех?
— Конечно, некоторые, понимая невозможность дальнейшего получения участков без проведения торгов и дальнейшего использования пробелов действующего законодательства, пытались, да и сейчас пытаются через прокуратуру, полицию, путём направления жалоб в судебные и государственные органы власти воздействовать на администрацию района, чтобы решения об отказе в предоставлении участков без проведения торгов были пересмотрены.
Тем не менее, районная администрация отстаивает правильность позиции выделения участков исключительно на торгах. Ведь это основано на нормах действующего законодательства и необходимости справедливого, открытого и эффективного для бюджета района и всего населения распределения публичных земель.
— Сколько дел администрация района выиграла?
— В 2014 году в области земельных отношений действия администрации Новосибирского района были обжалованы в судах общей юрисдикции 190 раз, из них удовлетворено только пять исков; в арбитражные суды было подано 53 иска, из которых удовлетворено 13.
— Насколько возможно сделать «земельные» вопросы прозрачными?
— Как я уже сказал, инвентаризация и опубликование сведений о земле в реальном времени в средствах массовой информации, в том числе в интернете — это самый действенный способ создания режима их прозрачности. Однако от инвентаризации есть и ещё один несомненный плюс: из статуса государственных неразграниченных земель, не имеющих ни чёткого местоположения, ни границ, весь такой «неразграниченный земельный фонд» района превратился в земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности района.
И если до этого года правовой статус таких земель не имел особого значения, то с 1 марта 2015 года наличие зарегистрированных прав района даёт юридическую возможность продолжения администрацией Новосибирского района земельной политики публичности и прозрачности.
Здесь необходимо отметить, что согласно уставу Новосибирского района, порядок распоряжения муниципальной собственностью (в рамках федеральных законов) устанавливает Совет депутатов Новосибирского района, а это 30 народных избранников, так что куда уж более прозрачно...
В декабре 2013 года президент России Владимир Путин в своём обращении к Федеральному Собранию сделал акцент на необходимости урегулирования системы местного самоуправления и её реформирования. Уже в 2014 году со стороны федерального правительства был принят ряд нормативных актов. Изменения коснулись полномочий по определению перспектив развития территорий, иными словами — кто будет утверждать генплан и право землепользования застройки. Ранее этим занимались поселения, сельсоветы, а теперь, согласно федеральному законодательству, это прерогатива муниципальных районов. Кроме этого, от района к сельсоветам перенаправлены полномочия по распоряжению государственной неразграниченной землёй. И третье серьёзное изменение затрагивает доходы от использования неразграниченных земель.
— Какие перемены ждут территории?
— С 1 марта всю процедуру оказания муниципальных услуг в отношении участков из категории неразграниченных земель должны были бы обеспечивать сельсоветы. Учитывая, что финансовое состояние поселений оставляет желать лучшего, а в некоторых, имеющих накопленные задолженности по коммунальному хозяйству, вообще не позволяет в полном объёме осуществлять текущую деятельность, говорить о качественном исполнении заявлений граждан по земле не представляется возможным.
Как я отметил ранее, для организации эффективного и доступного процесса оказания муниципальных услуг в сфере земельных отношений необходим соответствующий штат профессионалов, материально-техническое и информационное обеспечение, а также серьёзное юридическое сопровождение. Очевидно, что стоит это всё немалых денег. С учётом изменений в статью 62 Бюджетного кодекса РФ все неналоговые доходы от использования неразграниченных земель с этого года идут не поровну в район и поселение, как раньше, а 100 процентов в бюджет района!
— Но власть района нашла выход?
— Основным «сюрпризом» является потеря части доходов, а именно от использования земли, о чём я уже рассказал достаточно подробно. В настоящее время юристы и экономисты администрации прорабатывают юридически и готовят программу, в рамках которой будет возможна передачи части средств, поступающих от земли, в бюджеты поселений. В существующих экономических реалиях мы считаем это обязанностью районной власти. Ведь глава района отвечает за всё, что происходит на территории района, во всех 18 поселениях. И я уверен, такая инициатива получит должную оценку со стороны и руководства поселений, и жителей Новосибирского района в целом.
— Получается, что «сюрпризы», которые ждут всех, у нас уже отработаны.
— К счастью, планомерные и последовательные действия администрации в сфере земельных отношений создали серьёзную платформу для дальнейшего совершенствования этой важной сферы жизни не только населения нашего района, но и всех заинтересованных в получении земельного участка лиц. И сегодня мы не останавливаем свою работу в отношении льготников и любых других лиц. Наш положительный опыт также получил соответствующую оценку на уровне правительства Новосибирской области и был рекомендован для применения на территориях других муниципальных районов.
Сегодня главное — это открытый и прозрачный процесс оформления земельных участков для граждан.
— Что означают изменения для рядовых граждан?
— Вся земля была и есть в публичной собственности, независимо от того, кто ею распоряжается (муниципальный район или муниципальное образование), так что для жителей ничего не меняется. Это обеспечивает высокую степень общественного контроля, в том числе и за передачей земельных участков льготным категориям граждан.
— Как обстоят дела с льготной категорией граждан?
— Работа продолжается. Помимо предоставленных в 2013—2014 гг. 446 участков, по результатам инвентаризации территории района в 2015 году планируется сформировать и распределить среди нуждающихся граждан ещё около 300 земельных наделов.
— Нюансов много, и они влекут за собой массу дополнительных вопросов. Где можно получить ответы и есть ли бесплатная юридическая консультация?
— По всем вопросам можно обращаться в общественную приёмную администрации района, в МКУ «Земельное бюро». Также можно получить информацию, консультации в ходе выездных приёмных дней, которые сотрудники земельного бюро проводят еженедельно.
Более подробно о деятельности МКУ «Земельное бюро», о качестве предоставляемых услуг, о «Едином окне приёма» читайте в следующем номере «НР».
Лана Левада
МНЕНИЕ
Фира Абрамовна Оберемко, заместитель председателя садоводческого общества «Мечта», специально зашла к замглавы района Николаю Токареву. Долгое время женщина добивалась решения проблемы с оформлением в аренду под насосные станции участка прямо за территорией общества. Вроде и документы все собрала, и кадастровый паспорт оформила, и по межеванию всё сделала, но… документы потерялись.
— Тогда, в 2011 году в администрации работали совсем другие люди. Но вопрос-то надо было решать, вот я и пошла на приём к Николаю Сергеевичу. Глава района Василий Борматов тогда тоже со мной общался. Самое главное — я нашла понимание и поддержку. Они вникли в суть проблемы и объяснили мне, что надо сделать и куда обратиться. В «Земельном бюро», что на Державина, со мной общался начальник юридического отдела Максим Владимирович, грамотно и доходчиво всё объяснил, а его подчинённые в короткие сроки подготовили все документы, согласования. Скоро мытарства закончатся! Сегодня специально зашла сказать спасибо, большое человеческое спасибо.