18 Марта 2015
День защиты прав потребителей

Предпосылки её появления зародились ещё в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Одним из старейших способов торговли является публичный рынок. Интересы потребителей на таких базарах, как правило, отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом и были защищены определёнными обычаями. Во многих странах существовал даже специальный служащий, в обязанности которого входил надзор за соблюдением этих законов. В древнем Китае, к примеру, такую должность одно время занимал известный философ Конфуций.
Различные нормы, защищавшие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали в древнерусском государстве. Так, псковская Судная грамота, можно сказать, стала памятником княжеско-вечевого законодательства. Многие сделки в те времена нередко совершались на пирах и сопровождались попойками. А что делать, если такой договор не удовлетворяет истца, когда он проспится? Этот вопрос решает статья, охраняющая интересы человека, которого умышленно подпаивают, стремясь вовлечь в невыгодную операцию. Пункт 118 этой грамоты, как и пункт 114, отражает обычные правовые отношения в среде мелких собственников — членов городской или сельской общины. И находится он, как правило, на стороне незадачливого покупателя, которому подсунули, к примеру, быка вместо коровы или просто больное животное.
В Европе и Америке больше внимания уделялось защите прав самих продавцов, купцов и ростовщиков, нежели интересам покупателей. Только в конце ХVIII и начале ХIХ вв. там возникают потребительские общества. В 1860–80 гг. в США прошли первые выступления против железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство взяло под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган — сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
В 1899 году появилась Национальная лига потребителей, принимавшая активное участие в установлении общественного контроля за качеством пищевых продуктов и медикаментов.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений, возникающих в сфере торговли и услуг, с участием потребителей считается выступление президента США Джона Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Тогда в своей речи Кеннеди сказал: «Потребитель, по определению, это все мы. Покупатели — это крупнейший экономический слой, оказывающий воздействие почти на любое частное или государственное решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Впервые День защиты прав потребителей был проведён в США в 1983 году. В России эта дата получила признание ещё через десять лет. Сегодня основным защитником покупателей является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).
По данным ежегодных опросов, проводимых СПРФ, россияне стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, у них заметно выросло желание и решимость защищать свои права. Но всё же остаётся достаточно большой процент граждан, недостаточно «подкованных» в юридическом смысле. Об этом говорит и наша личная статистика — в преддверии 15 марта корреспонденты «НР» успели пообщаться с жителями Новосибирского района, выслушать истории их злоключений и найти ответы на некоторые вопросы.
Максим, 27 лет, ст. Издревая
«В одном из городских компьютерных магазинов купил TV-тюнер. При покупке продавец утверждала, что он подходит для аналогового режима. Но установить его на ПК не получилось. Отнёс покупку в сервисный центр, где выяснил, что приобретённый тюнер принимает только спутниковый сигнал. Написал заявление о возврате денег. Через 10 дней, как положено, позвонил узнать о результате, но мне сказали, что предоставляют только возможность обменять один товар на другой».
Ответ: Заставить вас обменять покупку продавец не имеет права. В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» он обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую ему возможность правильного выбора. Вам же были даны недостоверные сведения о товаре. Поэтому вы имеете право отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть потребовать возврата уплаченной денежной суммы, что предусмотрено ст. 12.
Екатерина Леонидовна, 56 лет, р. п. Краснообск
«Недавно в магазине одной известной сети гипермаркетов бытовой техники муж купил электрический утюг. Привёз домой, подумали и решили его вернуть (с чеком и исправной упаковкой, ни разу не использованный). Однако в магазине принять его отказались, ссылаясь на то, что это технически сложный товар, не подлежащий возврату. Мы написали заявление с просьбой вернуть деньги на имя директора магазина, но получили письменный отказ на претензию.
В другом гипермаркете подобный утюг, только более современный — с керамической подошвой и опцией автоматического отключения — продаётся с возможностью возврата в течение десяти дней без всяких оговорок. Да и цена на него на 300 рублей меньше, что для нас, пенсионеров, тоже важно. Скажите, пожалуйста, имеем ли мы право на возврат товара?
Ответ: Это возможно, но только при согласии продавца. Дело в том, что возврат утюга надлежащего качества, который по каким-либо причинам вам не подошёл, действующим законодательством РФ не предусмотрен. Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность обменять покупку надлежащего качества. Однако Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утверждён перечень непродовольственных товаров без брака, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в соответствии с п. 11 которого утюг относится к электробытовым приборам.
Ольга, 30 лет, с. Криводановка
«В прошлом году в кредит купили компьютер. До истечения гарантийного срока произошла поломка монитора. Сервисный центр установил, что починить его не получится, и выдал акт о невозможности ремонта. Но магазин не меняет товар без справки из банка».
Ответ: Действующим законодательством не предусмотрено оснований для отказа удовлетворения правомерных требований потребителя ввиду отсутствия банковской справки при обмене некачественного товара. Однако в соответствии со ст. 24 Закона «О защите прав потребителей» в случае возврата монитора ненадлежащего качества, проданного
в кредит, потребителю обязаны вернуть уплаченную за продукт денежную сумму в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возместить плату за предоставление займа. Так что вам даже может быть выгодно (особенно если кредит погашен полностью) предоставить данную справку, причём обязательно с указанием суммы выплаченных процентов. В итоге вы сможете подобрать более новую модель монитора.
Марина Суворова
Различные нормы, защищавшие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали в древнерусском государстве. Так, псковская Судная грамота, можно сказать, стала памятником княжеско-вечевого законодательства. Многие сделки в те времена нередко совершались на пирах и сопровождались попойками. А что делать, если такой договор не удовлетворяет истца, когда он проспится? Этот вопрос решает статья, охраняющая интересы человека, которого умышленно подпаивают, стремясь вовлечь в невыгодную операцию. Пункт 118 этой грамоты, как и пункт 114, отражает обычные правовые отношения в среде мелких собственников — членов городской или сельской общины. И находится он, как правило, на стороне незадачливого покупателя, которому подсунули, к примеру, быка вместо коровы или просто больное животное.
В Европе и Америке больше внимания уделялось защите прав самих продавцов, купцов и ростовщиков, нежели интересам покупателей. Только в конце ХVIII и начале ХIХ вв. там возникают потребительские общества. В 1860–80 гг. в США прошли первые выступления против железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство взяло под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган — сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
В 1899 году появилась Национальная лига потребителей, принимавшая активное участие в установлении общественного контроля за качеством пищевых продуктов и медикаментов.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений, возникающих в сфере торговли и услуг, с участием потребителей считается выступление президента США Джона Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Тогда в своей речи Кеннеди сказал: «Потребитель, по определению, это все мы. Покупатели — это крупнейший экономический слой, оказывающий воздействие почти на любое частное или государственное решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Впервые День защиты прав потребителей был проведён в США в 1983 году. В России эта дата получила признание ещё через десять лет. Сегодня основным защитником покупателей является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).
По данным ежегодных опросов, проводимых СПРФ, россияне стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, у них заметно выросло желание и решимость защищать свои права. Но всё же остаётся достаточно большой процент граждан, недостаточно «подкованных» в юридическом смысле. Об этом говорит и наша личная статистика — в преддверии 15 марта корреспонденты «НР» успели пообщаться с жителями Новосибирского района, выслушать истории их злоключений и найти ответы на некоторые вопросы.
Максим, 27 лет, ст. Издревая
«В одном из городских компьютерных магазинов купил TV-тюнер. При покупке продавец утверждала, что он подходит для аналогового режима. Но установить его на ПК не получилось. Отнёс покупку в сервисный центр, где выяснил, что приобретённый тюнер принимает только спутниковый сигнал. Написал заявление о возврате денег. Через 10 дней, как положено, позвонил узнать о результате, но мне сказали, что предоставляют только возможность обменять один товар на другой».
Ответ: Заставить вас обменять покупку продавец не имеет права. В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» он обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую ему возможность правильного выбора. Вам же были даны недостоверные сведения о товаре. Поэтому вы имеете право отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть потребовать возврата уплаченной денежной суммы, что предусмотрено ст. 12.
Екатерина Леонидовна, 56 лет, р. п. Краснообск
«Недавно в магазине одной известной сети гипермаркетов бытовой техники муж купил электрический утюг. Привёз домой, подумали и решили его вернуть (с чеком и исправной упаковкой, ни разу не использованный). Однако в магазине принять его отказались, ссылаясь на то, что это технически сложный товар, не подлежащий возврату. Мы написали заявление с просьбой вернуть деньги на имя директора магазина, но получили письменный отказ на претензию.
В другом гипермаркете подобный утюг, только более современный — с керамической подошвой и опцией автоматического отключения — продаётся с возможностью возврата в течение десяти дней без всяких оговорок. Да и цена на него на 300 рублей меньше, что для нас, пенсионеров, тоже важно. Скажите, пожалуйста, имеем ли мы право на возврат товара?
Ответ: Это возможно, но только при согласии продавца. Дело в том, что возврат утюга надлежащего качества, который по каким-либо причинам вам не подошёл, действующим законодательством РФ не предусмотрен. Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность обменять покупку надлежащего качества. Однако Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утверждён перечень непродовольственных товаров без брака, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в соответствии с п. 11 которого утюг относится к электробытовым приборам.
Ольга, 30 лет, с. Криводановка
«В прошлом году в кредит купили компьютер. До истечения гарантийного срока произошла поломка монитора. Сервисный центр установил, что починить его не получится, и выдал акт о невозможности ремонта. Но магазин не меняет товар без справки из банка».
Ответ: Действующим законодательством не предусмотрено оснований для отказа удовлетворения правомерных требований потребителя ввиду отсутствия банковской справки при обмене некачественного товара. Однако в соответствии со ст. 24 Закона «О защите прав потребителей» в случае возврата монитора ненадлежащего качества, проданного
в кредит, потребителю обязаны вернуть уплаченную за продукт денежную сумму в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возместить плату за предоставление займа. Так что вам даже может быть выгодно (особенно если кредит погашен полностью) предоставить данную справку, причём обязательно с указанием суммы выплаченных процентов. В итоге вы сможете подобрать более новую модель монитора.
Марина Суворова