16 Апреля 2015
Хрупкое «зеленое золото»

Это значки команд, объясняет Марина Леонидовна, у вторых-третьих классов только что закончились «Веселые старты». А теперь в гости к школьникам пожаловали работники департамента лесного хозяйства НСО Лариса Серова и Николай Асташов.
— Вас ждет волшебная экскурсия в мир леса, — говорит Марина Леонидовна, и в зале наступает тишина. — Скажите, должен ли каждый человек беречь природу?
— Да! — дружно отвечают дети.
— А зачем?
— Если он уничтожит дерево, то воздуха не будет! А если убить всех животных, то еды не останется! — наперебой кричат ребята.
— Конечно, и насекомые умрут, и деревья, и птицы, и нам нечем будет дышать, — рисует постапокалиптическую картину Марина Леонидовна, а Лариса Серова, пресс-секретарь департамента лесного хозяйства, поправляя красивую зеленую форму, берет микрофон. Для начала она рассказывает детям историю Международного дня лесов, а потом спрашивает, знают ли они, как нужно вести себя в лесу.
— Нельзя шуметь — можно помешать процессу высиживания яиц, — старательно проговаривает слова девчушка.— Нельзя ломать ветки. Нельзя охотиться! (Нет, охотиться можно, но в определенное время, поправляет Лариса Геннадьевна.)
— Нельзя разводить костры..? – неуверенно подсказывает мальчик из первого ряда. Ему объясняют, что можно, но надо обязательно соблюдать все правила пожарной безопасности.
Детей хвалят, а потом пятиклассник Влад, ответственный за мультимедиа сопровождение (попросту говоря, за работу проектора), включает презентацию. Оказывается, ребята упустили, что нельзя разорять муравейники, что съедобные грибы нужно аккуратно срезать, а несъедобные оставлять, ведь животные ими лечатся. И тут какой-то мальчуган добавляет: «Я вообще видел, как ворона была грязная, а потом съела немного мухомора и выздоровела!» По залу волной прокатывается смех.
— Про что еще мы не поговорили? — спрашивает у детей Лариса Геннадьевна. — Не бейте стекло в лесу — это вредно.
— И пиво вредно! — кричит какой-то мальчик.
После этого Лариса Геннадьевна рассказывает про «танцующий лес». Про дисциплину все тут же забывают, гостью почти не слышно. По рядам проносят фотографии так называемых «ходульных» деревьев. По мне, выступающие из земли корни похожи на паучьи лапы, но дети в восторге пищат, что деревья и правда будто встали на ходули.
Наступает время поэтического флешмоба: ученики рассказывают стихотворения о природе, родном крае и любви к нему. Дети очень волнуются и запинаются, а «ответственный за технику» пятиклассник Влад всякий раз с трагическим видом падает лицом в клавиатуру ноутбука.
В конце внеклассного урока почти все фотографируются на память, а некоторые даже просят у гостей из департамента лесного хозяйства автографы.
После перемены гости ждут школьников среднего звена. Ребятам тоже рассказывают историю Дня лесов. Лариса Геннадьевна пробует назвать их «друзьями леса», но дети особого энтузиазма в ответ не проявляют. В руках некоторых тоже есть листочки со стихотворениями, но большинство заглядывает в телефоны. Мальчик рядом вообще во что-то играет.
Школьникам рассказывают, что в России 6,5 миллионов гектаров леса, из них в нашей области 27 тысяч. Деревья больше всего страдают от пожаров, и сотрудники департамента всеми силами их защищают: 30 мобильных групп ежедневно патрулируют участки, ведут видеонаблюдение, для всего этого используют 24 камеры, более 150 единиц спецтехники и космический мониторинг.
Наконец, на сцену поднимается Николай Федорович Асташов, старший летчик-наблюдатель Новосибирской базы авиационной охраны лесов. Он рассказывает, что эта служба борется с лесными пожарами там, куда не добраться ни на машинах, ни на болотоходах. На базе четыре авиаподразделения, во главе каждого стоит летчик-наблюдатель, которому подчиняются группы пожарных-парашютистов и пожарных-десантников (тут даже паренек, сосредоточенно игравший в телефоне, удостоил рассказчика своим вниманием).
— Чем же они отличаются? — спрашивает Николай Федорович, и, не дожидаясь ответа, объясняет сам. — Парашютиста доставляют на самолете с помощью парашюта, а десантник спускается с вертолета МИ-8 на специальном тросе.
— Давайте теперь покажем, в чем мы прыгаем, — подключается Лариса Геннадьевна и указывает на красный «скафандр», лежащий у сцены. — Кто-нибудь хочет примерить?
На добровольца надевают костюм. Специальные прокладки уберегают от травм, а пластины помогают удержаться на поверхности при приводнении. В ответ на вопрос «Комфортно ли вам? Это же все с парашютом весит 20 килограмм!» мальчик невозмутимо (насколько может) пожимает плечами, и дети в зале начинают хохотать.
— Работать в костюме трудно, — говорит Николай Федорович, — и после приземления пожарные его снимают.
С собой можно взять лопату и специальный ранец, в который входит 18 литров воды. На грузовом парашюте сбрасывают дополнительные средства пожаротушения, продукты питания, палатки. Ведь наши ребята, бывает, несколько дней проводят в лесу.
— Если кто-то из вас вдруг захочет помогать нам… — продолжают гости, а школьник, давно положивший телефон в карман, шикает на своего соседа, выпрямляет спину и внимательно слушает, — то, когда вырастете, обращайтесь в базу охраны лесов, а дальше мы все расскажем и покажем.
В зале заинтересованный гул. Ребята, которые готовились к флешмобу, выходят на сцену, начинают читать стихи, а остальные хором поддерживают ошибающихся. Девочки исполняют песню, и с легкой руки Ларисы Геннадьевны все подпевают и качают в такт руками.
Сотрудники лесоохраны прощаются, и подростки начинают аплодировать, не дожидаясь подсказки учителей. Но расходиться никто не спешит: многие подходят к гостям, чтобы задать вопросы, поблагодарить за встречу и лично сказать «До свидания!».
Полина Батурина
— Вас ждет волшебная экскурсия в мир леса, — говорит Марина Леонидовна, и в зале наступает тишина. — Скажите, должен ли каждый человек беречь природу?
— Да! — дружно отвечают дети.
— А зачем?
— Если он уничтожит дерево, то воздуха не будет! А если убить всех животных, то еды не останется! — наперебой кричат ребята.
— Конечно, и насекомые умрут, и деревья, и птицы, и нам нечем будет дышать, — рисует постапокалиптическую картину Марина Леонидовна, а Лариса Серова, пресс-секретарь департамента лесного хозяйства, поправляя красивую зеленую форму, берет микрофон. Для начала она рассказывает детям историю Международного дня лесов, а потом спрашивает, знают ли они, как нужно вести себя в лесу.
— Нельзя шуметь — можно помешать процессу высиживания яиц, — старательно проговаривает слова девчушка.— Нельзя ломать ветки. Нельзя охотиться! (Нет, охотиться можно, но в определенное время, поправляет Лариса Геннадьевна.)
— Нельзя разводить костры..? – неуверенно подсказывает мальчик из первого ряда. Ему объясняют, что можно, но надо обязательно соблюдать все правила пожарной безопасности.
Детей хвалят, а потом пятиклассник Влад, ответственный за мультимедиа сопровождение (попросту говоря, за работу проектора), включает презентацию. Оказывается, ребята упустили, что нельзя разорять муравейники, что съедобные грибы нужно аккуратно срезать, а несъедобные оставлять, ведь животные ими лечатся. И тут какой-то мальчуган добавляет: «Я вообще видел, как ворона была грязная, а потом съела немного мухомора и выздоровела!» По залу волной прокатывается смех.
— Про что еще мы не поговорили? — спрашивает у детей Лариса Геннадьевна. — Не бейте стекло в лесу — это вредно.
— И пиво вредно! — кричит какой-то мальчик.
После этого Лариса Геннадьевна рассказывает про «танцующий лес». Про дисциплину все тут же забывают, гостью почти не слышно. По рядам проносят фотографии так называемых «ходульных» деревьев. По мне, выступающие из земли корни похожи на паучьи лапы, но дети в восторге пищат, что деревья и правда будто встали на ходули.
Наступает время поэтического флешмоба: ученики рассказывают стихотворения о природе, родном крае и любви к нему. Дети очень волнуются и запинаются, а «ответственный за технику» пятиклассник Влад всякий раз с трагическим видом падает лицом в клавиатуру ноутбука.
В конце внеклассного урока почти все фотографируются на память, а некоторые даже просят у гостей из департамента лесного хозяйства автографы.
После перемены гости ждут школьников среднего звена. Ребятам тоже рассказывают историю Дня лесов. Лариса Геннадьевна пробует назвать их «друзьями леса», но дети особого энтузиазма в ответ не проявляют. В руках некоторых тоже есть листочки со стихотворениями, но большинство заглядывает в телефоны. Мальчик рядом вообще во что-то играет.
Школьникам рассказывают, что в России 6,5 миллионов гектаров леса, из них в нашей области 27 тысяч. Деревья больше всего страдают от пожаров, и сотрудники департамента всеми силами их защищают: 30 мобильных групп ежедневно патрулируют участки, ведут видеонаблюдение, для всего этого используют 24 камеры, более 150 единиц спецтехники и космический мониторинг.
Наконец, на сцену поднимается Николай Федорович Асташов, старший летчик-наблюдатель Новосибирской базы авиационной охраны лесов. Он рассказывает, что эта служба борется с лесными пожарами там, куда не добраться ни на машинах, ни на болотоходах. На базе четыре авиаподразделения, во главе каждого стоит летчик-наблюдатель, которому подчиняются группы пожарных-парашютистов и пожарных-десантников (тут даже паренек, сосредоточенно игравший в телефоне, удостоил рассказчика своим вниманием).
— Чем же они отличаются? — спрашивает Николай Федорович, и, не дожидаясь ответа, объясняет сам. — Парашютиста доставляют на самолете с помощью парашюта, а десантник спускается с вертолета МИ-8 на специальном тросе.
— Давайте теперь покажем, в чем мы прыгаем, — подключается Лариса Геннадьевна и указывает на красный «скафандр», лежащий у сцены. — Кто-нибудь хочет примерить?
На добровольца надевают костюм. Специальные прокладки уберегают от травм, а пластины помогают удержаться на поверхности при приводнении. В ответ на вопрос «Комфортно ли вам? Это же все с парашютом весит 20 килограмм!» мальчик невозмутимо (насколько может) пожимает плечами, и дети в зале начинают хохотать.
— Работать в костюме трудно, — говорит Николай Федорович, — и после приземления пожарные его снимают.
С собой можно взять лопату и специальный ранец, в который входит 18 литров воды. На грузовом парашюте сбрасывают дополнительные средства пожаротушения, продукты питания, палатки. Ведь наши ребята, бывает, несколько дней проводят в лесу.
— Если кто-то из вас вдруг захочет помогать нам… — продолжают гости, а школьник, давно положивший телефон в карман, шикает на своего соседа, выпрямляет спину и внимательно слушает, — то, когда вырастете, обращайтесь в базу охраны лесов, а дальше мы все расскажем и покажем.
В зале заинтересованный гул. Ребята, которые готовились к флешмобу, выходят на сцену, начинают читать стихи, а остальные хором поддерживают ошибающихся. Девочки исполняют песню, и с легкой руки Ларисы Геннадьевны все подпевают и качают в такт руками.
Сотрудники лесоохраны прощаются, и подростки начинают аплодировать, не дожидаясь подсказки учителей. Но расходиться никто не спешит: многие подходят к гостям, чтобы задать вопросы, поблагодарить за встречу и лично сказать «До свидания!».
Полина Батурина