17 Декабря 2015
Память, забвенья которой нет

З начимость и важность проекта заключается в том, что он проходил в год 70-летия Великой Победы. Открывая работу конференции, председатель Совета ветеранов Людмила Лобанова поприветствовала ее участников, среди которых были ученики и учителя, работники библиотек и музеев, представители ветеранских и общественных организаций.
«В рамках проекта прошло много мероприятий: встречи с ветеранами ВОВ, интеллектуальная игра, анкетирование молодежи, реставрация памятника павшим на войне в с. Плотниково, конкурс рисунков и фестиваль самодеятельного творчества ветеранов и многое другое. Наша задача была передать эстафету памяти молодому поколению. И я уверена, что нам это удалось. В проекте участвовали ветераны войны и труда, школьники, учителя, родители. За что всем огромное спасибо».
Заместитель главы администрации Новосибирского района Дмитрий Эссауленко также отметил важность проекта: «Мы с удовольствием пришли сюда, на кульминационный момент большого проекта, потому что это еще одна возможность выразить признательность тем людям, благодаря которым мы живем под мирным небом, отдать дань памяти ветеранам Великой Отечественной».
Пожелал успеха участникам конференции и глава администрации р. п. Краснообск Юрий Саблин.
В рамках конференции были представлены интересные работы учеников школ, патриотических клубов, музеев образовательных учреждений, библиотек, ДДТ «Мастер», поэтического объединения «Созвездие».
Вот выдержки из некоторых работ.
Война глазами моего прадеда
…Вот такую повесть о военных временах рассказал мне мой прадед Михаил Степанович Колесников: «…Наш лыжный батальон должен был прибыть в состав четвертой Ударной Армии, которой командовал генерал-полковник А. И. Еременко. Шли мы все дни на лыжах в полной боевой форме, на себе — винтовка, гранаты, патроны и другое имущество. А преодолеть нам предстояло около 400 километров по следам наступающих наших войск. Враг, отступая, стремился как можно больше разрушить и нанести урон нашему государству. Мы видели поля сражений: огромное количество разбитой вражеской техники, сожженные деревни и очень много трупов немецких солдат. Поход к линии фронта продолжался десять дней. В течение всего этого времени мы встречались с местным населением сел, бывших под немецкой оккупацией. Они не надеялись, что наши войска вновь когда-нибудь вернутся в эти места. Однако Красная Армия разгромила немцев под Москвой и стремительно отбросила их на 200–300 километров. Вернулись наконец в эти места наши воины, героически освобождая города и села от оккупантов. Тепло и радостно встречало местное население своих освободителей. И вот 9 февраля 1942 года наш лыжный батальон прибыл к линии фронта — городу Вележ. А утром следующего дня начался бой…».
Фёдор Сметанин, 4 «Б» класс Краснообской СОШ № 1 (рук. Е. С. Колесникова)
«Твой верный сын, Россия…»
29 июня 1941 года моему прадедушке исполнилось 18 лет и он был призван на фронт. Тогда-то и начался долгий военный путь моего прадедушки, который он прошел, несмотря на раны и боль, достойно и честно.
Войну мой прадедушка начал в стрелковом полку под командованием генерал-лейтенанта (в то время) И. С. Конева.
Мой прадед воевал на Воронежском фронте. Во время битвы за освобождение Воронежа он получил первое ранение. Недалеко от него разорвался снаряд, и осколок попал ему в голову. Моего прадедушку перетащили в укрытие сослуживцы. Там он пролежал несколько дней без сознания, но выжил, и вновь вернулся в свою часть. А на каске осталась огромная вмятина…
Второе ранение мой прадедушка получил под Сталинградом. Это было ранение в ногу. Мой прадед стал инвалидом. Но, превозмогая боль, после госпиталя снова встал в строй и пошел вперед бить проклятого врага.
За особый героизм, проявленный в боях под Сталинградом, мой прадедушка был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Матвей Маир, 6 «Г» класс Криводановской СОШ № 22 (рук. О. Н. Сайко)
«Память о вас никогда не умрет!»
Великая Отечественная война оставила свой страшный след в жизни каждой семьи. И моя не стала исключением. Мой прадед, Рогалёв Николай Порфёнович, родился в 1904 году в селе Плёсо-Курья Хабарского района Алтайского края. Но пришло время встать на защиту Родины. В 1941 году он попал на фронт, было ему 37 лет. Служил мой дед в 22-й армии в 1262-м стрелковом полку, который участвовал в оборонительных боях. С 8 января по 20 апреля 1942 года проходила Сычёво-Вяземская операция Калининского фронта, и в результате была освобождена значительная часть Калининской области. В 1990 году был создан музей, в котором большое место отведено событиям Великой Отечественной войны, там хранятся фотографии, личные вещи, письма ушедших земляков — солдат и офицеров, там же находится и извещение о гибели красноармейца Рогалёва.
Алина Посекан, 7 «А» класс, СОШ № 11, Шиловский гарнизон
Практико-ориентированный проект «Создание книги Памяти»
Из нашего села на фронт ушли 200 человек, не вернулись 90. Односельчане чтут память погибших в годы Великой Отечественной войны.
В с. Криводановка есть два памятника погибшим односельчанам в годы войны. Первый был открыт в 1975 году к 30-летию Победы. Автором проекта, который сооружен на территории школы, был директор Иван Петрович Сергеев. На его постройку средства собирали всем селом. По воспоминаниям ветеранов и фото в школьном музее, на памятнике была мемориальная доска со списком погибших. Доска со временем разрушилась. Позже на передней части памятника вместо доски со списком прикрепляли изображение ордена Отечественной войны, но он тоже не сохранился. На фото видно, что в первоначальном списке нет полного имени и отчества воинов, только инициалы. Такие же первые списки были и в школьном музее. Часть их краеведы уточняли по данным архива, сведениям родственников. Найдены были письма с фронта, извещения, несколько фотографий.
Второй памятник был открыт в 1985 году к 40-летию Победы. Он установлен в центре села. В день Победы проходят митинги. Учащиеся несут Вахту Памяти. В парке высаживаются деревца, цветы…
Мария Уразова, 10-й класс Криводановской СОШ № 22 (рук. Л. С. Жданова)
«Два Ивана»
Для сравнения мы взяли две повести «Иван» В. Богомолова и «Сын полка»
В. Катаева. В годы ВОВ В. Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. В. Богомолов на фронт попал юным (15 лет). Был курсантом ВД школы, командиром отделения разведки. Прошел фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. Мы нашли и проанализировали воспоминания людей по имени Иван, живущих в Краснообске, детство и юность которых пришлись на военные годы. Их воспоминания говорят о том, что все написанное в книгах — правда.
Кристина Власенко, Надежда Горяйнова,
6 «А» класс Краснообской СОШ № 2 (рук. Н. Н. Белоусова)
«Почему одна из улиц Новосибирска носит имя Бориса Богаткова?»
Борис Богатков родился 2 октября 1922 года в селе Балахта близ Ачинска Красноярского края. Борис рос, мужал, набирался сил. Будучи подростком, он много времени уделял спорту — любил футбол, плавание, лыжи, легкую атлетику. Он учился в автодорожном техникуме, а потом в вечерней средней школе. Постоянным его спутником была поэзия. Днем Борис учился или работал, а по вечерам занимался в кружках молодых поэтов и писателей.
В начале войны Борис добровольно идет в пехоту, сразу на фронт. …Сибиряки ворвались в немецкие траншеи. Схватка была стремительной и острой. Борис бил врагов из автомата, колол своим трофейным кинжалом, но когда он, преследуя немца, спрыгнул в окоп, другой фашист, раненый, не добитый, напрягая последние силы, дотянулся до автомата и… дал очередь в спину Бориса.
Улица названа в честь Бориса Андреевича Богаткова (1922–1943) — русского советского поэта, героя ВОВ. В июле 1977 года на улице открыт памятник Борису Богаткову. Автор памятника скульптор М. И. Меньшиков. Улица Бориса Богаткова начинается у правобережной развязки Коммунального моста. Ее протяженность составляет около 5 км 880 м.
Виктор Уколов, 5 «А» класс Краснообской СОШ № 2 (рук. Н. Н. Белоусова)
«Герой России Александр Галле»
Александр родился 17 ноября 1976 года в селе Садовое Московского района Киргизии. С 1985 по 1993 г. Саша учился в школе № 30 поселка Красный Яр. Был прилежным и дисциплинированным учеником. 13 декабря 1994 г. Александр был зачислен в учебную роту внутренних войск МВД России. Продолжил службу командиром отделения роты в Сибирском округе внутренних войск.
7 ноября 1995 г. сержант Александр Галле в качестве механика-водителя бронетранспортера убыл в Чеченскую Республику. Спецназовцы обеспечивали работу саперов и связистов, сопровождали колонны, проводили разведку. Через неделю после прибытия в Чечню Александр совершил свой первый подвиг. Действуя в составе отряда «Рысь» во время ночной засады, Александр заменил раненого наводчика пулемета БТР и подавил две огневые точки боевика, обеспечив отход группы после выполнения задания. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президента России № 1381 от 20 июля 1996 года сержанту Александру Фридриховичу Галле присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Анна Леонова, 7-й класс Краснояровской СОШ № 30 (рук. О. В. Самарцева)
«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
Однажды мы с мамой были в гостях у прабабушки, и я увидала старый фотоальбом. Оказалось, моя прабабушка, Локтева Александра Степановна, была во время войны еще подростком. Мне стало интересно: «Как жили дети во время войны?». И захотелось узнать как можно больше о ее судьбе. Локтева (Дудырева) Александра Степановна родилась 13 декабря 1927 года в деревне Сосновка Ильинского сельского совета Кырчанского района Кировской области. Когда началась война, ей было 13 лет. Семья жила тяжелой жизнью.
Благодаря корове Зорьке, вспоминает прабабушка, семья спаслась от голодной смерти. В 1942 году бои докатились и до их деревни. Отца призвали в армию 19 марта 1942 года. Семья осталась без основного кормильца. Отец пропал без вести, а мама от труда тяжело заболела и умерла. Война окончилась, а на плечи Александры Степановны легли новые заботы: маленькие дети, недоедание, разруха, не было чистой воды, часто отключалось электричество.
Я считаю, что каждый день, прожитый моей прабабушкой во время войны, — это подвиг! Она взвалила на свои плечи тяжелый груз войны и вынесла это! Есть фраза: «На войне детей не бывает». Я в этом убедилась, услышав рассказ прабабушки.
Анастасия Маслова, 4-й класс Красноглинной СОШ № 7 (рук. Т. А. Маслова)
«Дети войны»
В этом году исполняется 70 лет со дня Победы над фашизмом. Великая Отечественная война унесла за собой миллионы жизней, искалечила миллионы судеб. Прошло столько времени, а война кажется страшной даже сейчас, в наше мирное время.
Цель работы: рассмотреть историю создания и деятельность Новосибирской общественной организации «Эхо».
Задачи:
1) изучить материалы и документы об истории создания и деятельности организации «Эхо»;
2) познакомиться с материалом о жизни членов организации и их воспоминаниями о погибших отцах;
3) встретиться с представителями организации и взять интервью;
4) собрать материал о сотрудничестве школы № 22 с. Криводановка с организацией «Эхо»;
5) подготовить презентацию о деятельности «Эхо».
Анна Рожкова, 8 «А» класс Криводановской СОШ № 22 (рук. О. Ю. Кноль)
«История создания и боевой путь 150-й Сибирской добровольческой дивизии»
1975 год — открытие музея 22-й Сибирской гвардейской дивизии.
С 2009 года руководит музеем учитель истории Елена Александровна Шарафутдинова.
Музей поставил перед собой высокую цель: формирование патриотического чувства школьников на основе освоения исторических ценностей Родины, понимание роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за нашу Родину.
И музей с честью справляется с поставленными перед ним задачами.
Как отметила в своей рецензии кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НИПКИПРО Г. С. Чеснокова, «богатые экспозиции с подлинными экспонатами, большое количество информационного материала, качественно и эстетично оформленные стенды».
Огромный интерес детей к музейному делу и истории страны — вот основные достоинства музея СОШ № 18 ст. Мочище.Ирина Бирюкова, Алексей Ткаченко, 8-й класс Мочищенской СОШ № 18 (рук. Е. А. Шарафутдинова)
Из опыта работы краеведческого музея по созданию экспозиции «Участники Победы»
Начало истории создания нашего музея истории села и школы уходит в 1974 год. В то время еще живы были многие старожилы, ветераны войны и труда. Учащиеся-краеведы вели записи воспоминаний, составляли списки ветеранов и анкеты, собирали фотографии и предметы труда и быта, вели поиск сведений по материалам книг и печати. Материалы накапливались в кабинете истории и использовались учителями на уроках и внеклассной работе. С 1975-го начал работать краеведческий кружок. Сведения были важны: к 30-летию Победы на территории школы № 23 был открыт памятник односельчанам, погибшим на фронтах войны. Средства на его возведение собирали всем селом. Прошли первые уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда и другие патриотические мероприятия. Шел поиск и накопление материалов и по истории школы. Где только ни ютился краеведческий кружок со своими материалами: в маленьких лаборантских комнатках физики и географии, технических комнатках, и когда количество учащихся уменьшилось, экспонаты размещали в кабинетах истории и литературы. Но были свои плюсы. В 80-е годы активно работали детские организации пионеров и комсомольцев. Они помогали в форме организации штабов, краеведческих заданий отрядам и группам продолжать поиск, вести просветительскую работу…
Лидия Жданова, руководитель краеведческого музея, с. Криводановка
«Венок Победы»
«Стихи хранят мгновения войны» — под таким названием 29 апреля прошла презентация сборника стихов поэтов Новосибирского района о войне «Венок Победы». Выход сборника — результат большой работы и подарок к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Книга была издана в апреле 2015 году при поддержке главы администрации поселка Краснообск Ю. В. Саблина и депутатов Законодательного собрания Новосибирской области А. В. Жукова и Ю. Ф. Бугакова. На мероприятия были приглашены ветераны ВОВ, учащиеся 10-х классов краснообской школы № 1, читатели библиотеки, авторы, чьи произведения вошли в сборник. Всего 75 человек. Вечер памяти «Годы военные, судьбы людские». Более 30 участников ВОВ, тружеников тыла и детей войны собрались в библиотеке за праздничным столом, чтобы вновь вспомнить те страшные события, которые пришлось им пережить: голод и холод, тяжелую работу с утра до ночи и страх за жизнь своих близких. Этот вечер остался в сердце каждого присутствовавшего.
Валентина Дёмина, литературное объединение «Созвездие»
«Знамя Победы»
…В библиотеке есть музей боевой славы 370-й стрелковой дивизии. Дети посещают его, с интересом слушают о героях, рассматривают экспонаты. Но когда им дают прикоснутся руками к кобуре, полевой сумке, они просто преображаются. Посмотрите, какие гордые, сияющие глаза и солдатская выправка у мальчишек, когда они фотографируются с пулеметом Дегтярёва и в настоящей каске, пробитой осколками. Они понимают, что прикасаются к героической истории своих прадедов. На наших встречах с детьми стараемся максимально воздействовать на эмоциональное восприятие: это отрывки из фильмов, песни военных лет, встреча с ветеранами вооруженных сил. Вот недавняя встреча в школе, урок мужества «Подвиг Панфиловцев». Несмотря на юный возраст детей, были и серьезные вопросы, и слезы от увиденного на экране, и разговоры о современном положении России в мировой политике. Дети знают и о войне в Сирии, и о сбитом самолете, и у них есть свое отношение к этим событиям. Великая Отечественная война остается важной частью нашей истории, ее героев будут помнить еще многие поколения.
Людмила Рыжакова, главный библиотекарь,
п. Мичуринский
«Мы вместе создаем историю страны»
В 2014 году Домом детского творчества «Мастер» был разработан и реализован проект по патриотическому воспитанию учащихся «Мы вместе создаем историю страны», который стал победителем областного конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в Новосибирской области.
Патриотическое воспитание ДДТ «Мастер» реализуется не только через учебные занятия, но и через результативную систему организационно-массовой воспитательной работы с детьми, направленной на обеспечение реализации широких просветительских, познавательных, творческих возможностей, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности ребенка.
Одна из форм учебной и познавательной деятельности, которая знакомит с историей родной страны, — интеллектуальная игра.
В интеллектуальных играх, посвященных развитию гражданственности, можно использовать оригинальные формы проведения. В зависимости от темы игры ребята оказываются в историческом музее, рассматривают страницы фотоальбома, проводят экскурсии и совершают путешествия. Разнообразные вопросы, интересные формы участия, творческий заряд позволяют стимулировать интерес школьников к познанию и новым открытиям.
Наталья Дулина, заместитель директора ДДТ «Мастер» (рук. Ю. П. Колдина)
Выступления участников конференции длились не один час, однако внимание слушателей не ослабевало. И это не удивительно, ведь тема Великой Отечественной войны живет и будет жить в сердцах россиян всегда.
«В рамках проекта прошло много мероприятий: встречи с ветеранами ВОВ, интеллектуальная игра, анкетирование молодежи, реставрация памятника павшим на войне в с. Плотниково, конкурс рисунков и фестиваль самодеятельного творчества ветеранов и многое другое. Наша задача была передать эстафету памяти молодому поколению. И я уверена, что нам это удалось. В проекте участвовали ветераны войны и труда, школьники, учителя, родители. За что всем огромное спасибо».
Заместитель главы администрации Новосибирского района Дмитрий Эссауленко также отметил важность проекта: «Мы с удовольствием пришли сюда, на кульминационный момент большого проекта, потому что это еще одна возможность выразить признательность тем людям, благодаря которым мы живем под мирным небом, отдать дань памяти ветеранам Великой Отечественной».
Пожелал успеха участникам конференции и глава администрации р. п. Краснообск Юрий Саблин.
В рамках конференции были представлены интересные работы учеников школ, патриотических клубов, музеев образовательных учреждений, библиотек, ДДТ «Мастер», поэтического объединения «Созвездие».
Вот выдержки из некоторых работ.
Война глазами моего прадеда
…Вот такую повесть о военных временах рассказал мне мой прадед Михаил Степанович Колесников: «…Наш лыжный батальон должен был прибыть в состав четвертой Ударной Армии, которой командовал генерал-полковник А. И. Еременко. Шли мы все дни на лыжах в полной боевой форме, на себе — винтовка, гранаты, патроны и другое имущество. А преодолеть нам предстояло около 400 километров по следам наступающих наших войск. Враг, отступая, стремился как можно больше разрушить и нанести урон нашему государству. Мы видели поля сражений: огромное количество разбитой вражеской техники, сожженные деревни и очень много трупов немецких солдат. Поход к линии фронта продолжался десять дней. В течение всего этого времени мы встречались с местным населением сел, бывших под немецкой оккупацией. Они не надеялись, что наши войска вновь когда-нибудь вернутся в эти места. Однако Красная Армия разгромила немцев под Москвой и стремительно отбросила их на 200–300 километров. Вернулись наконец в эти места наши воины, героически освобождая города и села от оккупантов. Тепло и радостно встречало местное население своих освободителей. И вот 9 февраля 1942 года наш лыжный батальон прибыл к линии фронта — городу Вележ. А утром следующего дня начался бой…».
Фёдор Сметанин, 4 «Б» класс Краснообской СОШ № 1 (рук. Е. С. Колесникова)
«Твой верный сын, Россия…»
29 июня 1941 года моему прадедушке исполнилось 18 лет и он был призван на фронт. Тогда-то и начался долгий военный путь моего прадедушки, который он прошел, несмотря на раны и боль, достойно и честно.
Войну мой прадедушка начал в стрелковом полку под командованием генерал-лейтенанта (в то время) И. С. Конева.
Мой прадед воевал на Воронежском фронте. Во время битвы за освобождение Воронежа он получил первое ранение. Недалеко от него разорвался снаряд, и осколок попал ему в голову. Моего прадедушку перетащили в укрытие сослуживцы. Там он пролежал несколько дней без сознания, но выжил, и вновь вернулся в свою часть. А на каске осталась огромная вмятина…
Второе ранение мой прадедушка получил под Сталинградом. Это было ранение в ногу. Мой прадед стал инвалидом. Но, превозмогая боль, после госпиталя снова встал в строй и пошел вперед бить проклятого врага.
За особый героизм, проявленный в боях под Сталинградом, мой прадедушка был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Матвей Маир, 6 «Г» класс Криводановской СОШ № 22 (рук. О. Н. Сайко)
«Память о вас никогда не умрет!»
Великая Отечественная война оставила свой страшный след в жизни каждой семьи. И моя не стала исключением. Мой прадед, Рогалёв Николай Порфёнович, родился в 1904 году в селе Плёсо-Курья Хабарского района Алтайского края. Но пришло время встать на защиту Родины. В 1941 году он попал на фронт, было ему 37 лет. Служил мой дед в 22-й армии в 1262-м стрелковом полку, который участвовал в оборонительных боях. С 8 января по 20 апреля 1942 года проходила Сычёво-Вяземская операция Калининского фронта, и в результате была освобождена значительная часть Калининской области. В 1990 году был создан музей, в котором большое место отведено событиям Великой Отечественной войны, там хранятся фотографии, личные вещи, письма ушедших земляков — солдат и офицеров, там же находится и извещение о гибели красноармейца Рогалёва.
Алина Посекан, 7 «А» класс, СОШ № 11, Шиловский гарнизон
Практико-ориентированный проект «Создание книги Памяти»
Из нашего села на фронт ушли 200 человек, не вернулись 90. Односельчане чтут память погибших в годы Великой Отечественной войны.
В с. Криводановка есть два памятника погибшим односельчанам в годы войны. Первый был открыт в 1975 году к 30-летию Победы. Автором проекта, который сооружен на территории школы, был директор Иван Петрович Сергеев. На его постройку средства собирали всем селом. По воспоминаниям ветеранов и фото в школьном музее, на памятнике была мемориальная доска со списком погибших. Доска со временем разрушилась. Позже на передней части памятника вместо доски со списком прикрепляли изображение ордена Отечественной войны, но он тоже не сохранился. На фото видно, что в первоначальном списке нет полного имени и отчества воинов, только инициалы. Такие же первые списки были и в школьном музее. Часть их краеведы уточняли по данным архива, сведениям родственников. Найдены были письма с фронта, извещения, несколько фотографий.
Второй памятник был открыт в 1985 году к 40-летию Победы. Он установлен в центре села. В день Победы проходят митинги. Учащиеся несут Вахту Памяти. В парке высаживаются деревца, цветы…
Мария Уразова, 10-й класс Криводановской СОШ № 22 (рук. Л. С. Жданова)
«Два Ивана»
Для сравнения мы взяли две повести «Иван» В. Богомолова и «Сын полка»
В. Катаева. В годы ВОВ В. Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. В. Богомолов на фронт попал юным (15 лет). Был курсантом ВД школы, командиром отделения разведки. Прошел фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. Мы нашли и проанализировали воспоминания людей по имени Иван, живущих в Краснообске, детство и юность которых пришлись на военные годы. Их воспоминания говорят о том, что все написанное в книгах — правда.
Кристина Власенко, Надежда Горяйнова,
6 «А» класс Краснообской СОШ № 2 (рук. Н. Н. Белоусова)
«Почему одна из улиц Новосибирска носит имя Бориса Богаткова?»
Борис Богатков родился 2 октября 1922 года в селе Балахта близ Ачинска Красноярского края. Борис рос, мужал, набирался сил. Будучи подростком, он много времени уделял спорту — любил футбол, плавание, лыжи, легкую атлетику. Он учился в автодорожном техникуме, а потом в вечерней средней школе. Постоянным его спутником была поэзия. Днем Борис учился или работал, а по вечерам занимался в кружках молодых поэтов и писателей.
В начале войны Борис добровольно идет в пехоту, сразу на фронт. …Сибиряки ворвались в немецкие траншеи. Схватка была стремительной и острой. Борис бил врагов из автомата, колол своим трофейным кинжалом, но когда он, преследуя немца, спрыгнул в окоп, другой фашист, раненый, не добитый, напрягая последние силы, дотянулся до автомата и… дал очередь в спину Бориса.
Улица названа в честь Бориса Андреевича Богаткова (1922–1943) — русского советского поэта, героя ВОВ. В июле 1977 года на улице открыт памятник Борису Богаткову. Автор памятника скульптор М. И. Меньшиков. Улица Бориса Богаткова начинается у правобережной развязки Коммунального моста. Ее протяженность составляет около 5 км 880 м.
Виктор Уколов, 5 «А» класс Краснообской СОШ № 2 (рук. Н. Н. Белоусова)
«Герой России Александр Галле»
Александр родился 17 ноября 1976 года в селе Садовое Московского района Киргизии. С 1985 по 1993 г. Саша учился в школе № 30 поселка Красный Яр. Был прилежным и дисциплинированным учеником. 13 декабря 1994 г. Александр был зачислен в учебную роту внутренних войск МВД России. Продолжил службу командиром отделения роты в Сибирском округе внутренних войск.
7 ноября 1995 г. сержант Александр Галле в качестве механика-водителя бронетранспортера убыл в Чеченскую Республику. Спецназовцы обеспечивали работу саперов и связистов, сопровождали колонны, проводили разведку. Через неделю после прибытия в Чечню Александр совершил свой первый подвиг. Действуя в составе отряда «Рысь» во время ночной засады, Александр заменил раненого наводчика пулемета БТР и подавил две огневые точки боевика, обеспечив отход группы после выполнения задания. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президента России № 1381 от 20 июля 1996 года сержанту Александру Фридриховичу Галле присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Анна Леонова, 7-й класс Краснояровской СОШ № 30 (рук. О. В. Самарцева)
«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
Однажды мы с мамой были в гостях у прабабушки, и я увидала старый фотоальбом. Оказалось, моя прабабушка, Локтева Александра Степановна, была во время войны еще подростком. Мне стало интересно: «Как жили дети во время войны?». И захотелось узнать как можно больше о ее судьбе. Локтева (Дудырева) Александра Степановна родилась 13 декабря 1927 года в деревне Сосновка Ильинского сельского совета Кырчанского района Кировской области. Когда началась война, ей было 13 лет. Семья жила тяжелой жизнью.
Благодаря корове Зорьке, вспоминает прабабушка, семья спаслась от голодной смерти. В 1942 году бои докатились и до их деревни. Отца призвали в армию 19 марта 1942 года. Семья осталась без основного кормильца. Отец пропал без вести, а мама от труда тяжело заболела и умерла. Война окончилась, а на плечи Александры Степановны легли новые заботы: маленькие дети, недоедание, разруха, не было чистой воды, часто отключалось электричество.
Я считаю, что каждый день, прожитый моей прабабушкой во время войны, — это подвиг! Она взвалила на свои плечи тяжелый груз войны и вынесла это! Есть фраза: «На войне детей не бывает». Я в этом убедилась, услышав рассказ прабабушки.
Анастасия Маслова, 4-й класс Красноглинной СОШ № 7 (рук. Т. А. Маслова)
«Дети войны»
В этом году исполняется 70 лет со дня Победы над фашизмом. Великая Отечественная война унесла за собой миллионы жизней, искалечила миллионы судеб. Прошло столько времени, а война кажется страшной даже сейчас, в наше мирное время.
Цель работы: рассмотреть историю создания и деятельность Новосибирской общественной организации «Эхо».
Задачи:
1) изучить материалы и документы об истории создания и деятельности организации «Эхо»;
2) познакомиться с материалом о жизни членов организации и их воспоминаниями о погибших отцах;
3) встретиться с представителями организации и взять интервью;
4) собрать материал о сотрудничестве школы № 22 с. Криводановка с организацией «Эхо»;
5) подготовить презентацию о деятельности «Эхо».
Анна Рожкова, 8 «А» класс Криводановской СОШ № 22 (рук. О. Ю. Кноль)
«История создания и боевой путь 150-й Сибирской добровольческой дивизии»
1975 год — открытие музея 22-й Сибирской гвардейской дивизии.
С 2009 года руководит музеем учитель истории Елена Александровна Шарафутдинова.
Музей поставил перед собой высокую цель: формирование патриотического чувства школьников на основе освоения исторических ценностей Родины, понимание роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за нашу Родину.
И музей с честью справляется с поставленными перед ним задачами.
Как отметила в своей рецензии кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НИПКИПРО Г. С. Чеснокова, «богатые экспозиции с подлинными экспонатами, большое количество информационного материала, качественно и эстетично оформленные стенды».
Огромный интерес детей к музейному делу и истории страны — вот основные достоинства музея СОШ № 18 ст. Мочище.Ирина Бирюкова, Алексей Ткаченко, 8-й класс Мочищенской СОШ № 18 (рук. Е. А. Шарафутдинова)
Из опыта работы краеведческого музея по созданию экспозиции «Участники Победы»
Начало истории создания нашего музея истории села и школы уходит в 1974 год. В то время еще живы были многие старожилы, ветераны войны и труда. Учащиеся-краеведы вели записи воспоминаний, составляли списки ветеранов и анкеты, собирали фотографии и предметы труда и быта, вели поиск сведений по материалам книг и печати. Материалы накапливались в кабинете истории и использовались учителями на уроках и внеклассной работе. С 1975-го начал работать краеведческий кружок. Сведения были важны: к 30-летию Победы на территории школы № 23 был открыт памятник односельчанам, погибшим на фронтах войны. Средства на его возведение собирали всем селом. Прошли первые уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда и другие патриотические мероприятия. Шел поиск и накопление материалов и по истории школы. Где только ни ютился краеведческий кружок со своими материалами: в маленьких лаборантских комнатках физики и географии, технических комнатках, и когда количество учащихся уменьшилось, экспонаты размещали в кабинетах истории и литературы. Но были свои плюсы. В 80-е годы активно работали детские организации пионеров и комсомольцев. Они помогали в форме организации штабов, краеведческих заданий отрядам и группам продолжать поиск, вести просветительскую работу…
Лидия Жданова, руководитель краеведческого музея, с. Криводановка
«Венок Победы»
«Стихи хранят мгновения войны» — под таким названием 29 апреля прошла презентация сборника стихов поэтов Новосибирского района о войне «Венок Победы». Выход сборника — результат большой работы и подарок к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Книга была издана в апреле 2015 году при поддержке главы администрации поселка Краснообск Ю. В. Саблина и депутатов Законодательного собрания Новосибирской области А. В. Жукова и Ю. Ф. Бугакова. На мероприятия были приглашены ветераны ВОВ, учащиеся 10-х классов краснообской школы № 1, читатели библиотеки, авторы, чьи произведения вошли в сборник. Всего 75 человек. Вечер памяти «Годы военные, судьбы людские». Более 30 участников ВОВ, тружеников тыла и детей войны собрались в библиотеке за праздничным столом, чтобы вновь вспомнить те страшные события, которые пришлось им пережить: голод и холод, тяжелую работу с утра до ночи и страх за жизнь своих близких. Этот вечер остался в сердце каждого присутствовавшего.
Валентина Дёмина, литературное объединение «Созвездие»
«Знамя Победы»
…В библиотеке есть музей боевой славы 370-й стрелковой дивизии. Дети посещают его, с интересом слушают о героях, рассматривают экспонаты. Но когда им дают прикоснутся руками к кобуре, полевой сумке, они просто преображаются. Посмотрите, какие гордые, сияющие глаза и солдатская выправка у мальчишек, когда они фотографируются с пулеметом Дегтярёва и в настоящей каске, пробитой осколками. Они понимают, что прикасаются к героической истории своих прадедов. На наших встречах с детьми стараемся максимально воздействовать на эмоциональное восприятие: это отрывки из фильмов, песни военных лет, встреча с ветеранами вооруженных сил. Вот недавняя встреча в школе, урок мужества «Подвиг Панфиловцев». Несмотря на юный возраст детей, были и серьезные вопросы, и слезы от увиденного на экране, и разговоры о современном положении России в мировой политике. Дети знают и о войне в Сирии, и о сбитом самолете, и у них есть свое отношение к этим событиям. Великая Отечественная война остается важной частью нашей истории, ее героев будут помнить еще многие поколения.
Людмила Рыжакова, главный библиотекарь,
п. Мичуринский
«Мы вместе создаем историю страны»
В 2014 году Домом детского творчества «Мастер» был разработан и реализован проект по патриотическому воспитанию учащихся «Мы вместе создаем историю страны», который стал победителем областного конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в Новосибирской области.
Патриотическое воспитание ДДТ «Мастер» реализуется не только через учебные занятия, но и через результативную систему организационно-массовой воспитательной работы с детьми, направленной на обеспечение реализации широких просветительских, познавательных, творческих возможностей, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности ребенка.
Одна из форм учебной и познавательной деятельности, которая знакомит с историей родной страны, — интеллектуальная игра.
В интеллектуальных играх, посвященных развитию гражданственности, можно использовать оригинальные формы проведения. В зависимости от темы игры ребята оказываются в историческом музее, рассматривают страницы фотоальбома, проводят экскурсии и совершают путешествия. Разнообразные вопросы, интересные формы участия, творческий заряд позволяют стимулировать интерес школьников к познанию и новым открытиям.
Наталья Дулина, заместитель директора ДДТ «Мастер» (рук. Ю. П. Колдина)
Выступления участников конференции длились не один час, однако внимание слушателей не ослабевало. И это не удивительно, ведь тема Великой Отечественной войны живет и будет жить в сердцах россиян всегда.