Земельный вопрос? Земельный ответ!

Земли, государственная собственность на которые не разграничена, — особая категория. Такими землями распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В отличие от земель в федеральной или областной собственности данная категория публичных земель является основным ресурсом вовлечения публичных земель в экономический оборот для граждан и юридических лиц.
Однако, неразграниченные земли в большинстве своём не обособлены в земельные участки, а значит, сведения о них не содержатся в государственном кадастре недвижимости или иных государственных реестрах. Информацию о них, конечно, найти можно, но придётся перерыть слишком много разрозненных источников. Так что действительно публичный характер сведения о землях государственной неразграниченной собственности не носят.
Получается, что люди, заинтересованные в приобретении прав на земельные участки, лишены возможности получить достоверные актуальные сведения в отношении таких земель. Между тем, это противоречит государственной политике по максимальному вовлечению земель в оборот с целью их перевода в частную собственность для достижения положительного экономического эффекта.
Ещё с середины прошлого года администрация Новосибирского района выполняет задачи, поставленные федеральным центром. Кстати, администрация нашего района первой в Новосибирской области утвердила постановление, согласно которому юридическая процедура выделения земли стала абсолютно прозрачной – через торги. Этот шаг полностью исключает возможность коррупции, увеличивает налоговые поступления в бюджет и, как результат, дает новые возможности для создания объектов социальной инфраструктуры. А значит и для развития территории. Закуплена и внедрена комплексная геоинформационная система пространственных данных на уровне муниципального района. От органов госвласти федерального, областного уровня и местного самоуправления, получена масса сведений, касающихся территории Новосибирского района. Также проведена инвентаризация состояния земель района, собрана информация об объектах, видах земель, правообладателях, изучены земли, распоряжение которыми относится к полномочиям органов местного самоуправления района. Указанные данные сведены в единый массив информации на базе геоинформационной системы.
Теперь надо сделать все эти данные действительно публичными, в частности, разместить в интернете на специализированном портале. Однако без обособления неразграниченных земель в форме образования земельных участков делать это бессмысленно: земля есть, но её как будто и нет, поскольку неясно, где и что можно размещать.
Не стоит забывать и о том, что территория Новосибирского района является центральным элементом образуемой на официальном уровне Новосибирской агломерации, что также предъявляет ряд требований к состоянию земельного фонда, градостроительной документации и, что самое важное, к необходимости обеспечения реализации агломерационных процессов в части использования земель. Задача по развитию агломерации поставлена губернатором Новосибирской области и поддержана на уровне правительства Российской Федерации.
Беда в том, что сегодня нельзя принять решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, и неважно, идёт речь о обеспечении агломерационных процессов, строительства инфраструктурных объектов федерального и областного значения или о реализации интересов сельсоветов. Причина проста: градостроительная документация поселений Новосибирского района в подавляющем большинстве выполнена на низком качественном уровне. Это препятствует эффективному развитию территории.
Детальная документация (проекты планировки и проекты межевания территории) разрабатываются и принимаются в единичном порядке. Видимо, в поселениях мало кого интересует Градостроительный кодекс РФ, где установлены нормы о необходимости разработки такой документации на застроенные и планируемые к застройке территории.
К тому же для развития агломерации в интересах жителей района, удобно, чтобы земли были в подчинении района, где есть все организационные ресурсы, ответственные за вопросы землепользования в границах муниципального района, в лице одного органа местного самоуправления, обладающего высокой квалификацией и информационной базой. Хотя кому-то и хочется оставить их в подчинении муниципальных образований. Как указал врио губернатора Владимир Городецкий на выездном заседании правительства НСО в Криводановке, посвящённом развитию Новосибирского района, сегодня как никогда важно думать о будущем области, а не о своих местечковых интересах.
В данной ситуации администрация Новосибирского района по сути спасает земли. Образование участков из земель публичной собственности и их предоставление муниципальным учреждениям при отсутствии проектов планировки и межевания позволит ограничить земли от посягательств недобросовестных лиц, не планирующих использовать их для развития территории либо использовать вопреки градостроительным планам.
Учитывая сказанное, забавно наблюдать за теми, кто напрямую манипулирует эмоциями жителей: организует надуманные акции протеста, явно заказные статьи в газетах муниципальных образований. Возможно, эти персонажи думают не о благе граждан, а о личных, вполне корыстных интересах. Вот только забывают они, что эпоха «мутных дел» прошла, и возвращаются времена, когда прозрачность действий власти и государственные интересы ставятся во главу угла.
Пётр Емельянов