«Конструктивно работать, а не паниковать»

Основные проблемы сложились из-за ремонта кровли. Жители упрекают власти, что те поздно приступили к работам. Но суть дела в том, что до июня в районной администрации ждали подтверждения выделения средств из областного министерства образования в рамках программы «Школьная кровля». Однако регион денег не выделил. Тогда районные депутаты на июньской сессии постановили выделить на эти цели финансы из казны района. Пока прошли аукционы, пока определились с подрядчиками, наступил август. Затягивать с работами было уже нельзя, и даже понимая, что возможно, ремонт захватит начало учебного года, откладывать не стали. Август и сентябрь оказались дождливыми — вот и результат.
Надо отметить, что ремонт кровли проводился в тех образовательных учреждениях, где без него обойтись было уже невозможно. «В данной ситуации у руководителей образовательных учреждений выбор невелик: или завершить ремонт, совмещая его с учебным процессом, или же прекратить его, законсервировать работы и ждать следующего лета, — прокомментировала положение дел Наталья Косенкова. — Но если в первом случае приходится потерпеть лишь временные неудобства, то во втором всю осень, зиму и весну придётся бегать с тазиками и тряпками, потому что состояние кровли до ремонта не выдерживало никакой критики. Люди, наверное, забывают, что в минувшие годы так и было».
Парадокс, но ситуация с последствиями восстановительных работ связана с тем, что в последние годы на крупный ремонт школ и детсадов стало выделяться намного больше средств. «Если раньше район мог позволить себе масштабный ремонт в одном-двух учебных заведениях, то сейчас это стало массовым явлением, — рассказала Наталья Косенкова. — Только в 2013 году бюджет стал профицитным, почти две трети казны идёт на нужды образования, причём капремонт — весомая статья расходов».
Безусловно, подвёл пресловутый 44-ФЗ: не так просто сориентироваться в новом законодательстве, к тому же сам закон на поверку оказался сырым. «Аукционы по новым правилам — задача непростая, но разрешимая. Но когда их выигрывают не вполне добросовестные подрядчики, никакая власть в процесс вмешаться уже не может, разве что заново объявить торги, — пояснила замглавы администрации. — Если отторговывать по второму кругу, работы затянутся непонятно на какой срок. Поэтому мы можем налагать штрафы, вносить подрядчика в список неблагонадёжных — такой реестр ведётся в области, но продолжать с ними работать».
Если посмотреть со стороны, то ситуация с проблемными учебными заведениями более чем неприятная. Вот только участники процесса — и районная власть, и учителя, и родители, и дети — смотрят изнутри. И что лучше: отказаться от ремонта сегодня и терпеть массу неудобств в дальнейшем, как это было на протяжении нескольких лет, или же потерпеть ещё несколько дней, зато потом не знать забот? «Мы уже проходили нечто подобное в минувшем году, когда в ряде школ не успели вовремя поставить пластиковые окна, — вспомнила Наталья Петровна. — Тогда тоже были недовольные, зато, когда окна установили, сразу забылось всё плохое, в том числе и старые окна, которые из-за ветхости вообще не открывались годами. Думаю, что так же будет и на этот раз. Понимаю, что и учителя, и родители ожидали, что как в сказке, за летние месяцы можно устранить неполадки, которые копились десятилетиями. К сожалению, чудеса случаются не всегда. И этот конфликт ожиданий и реальности, полагаю, стал основной причиной возмущения. Напряжённость возникает и потому, что руководство школ не всегда информирует педагогов и родительскую общественность, какие ремонтные работы производятся, в какие сроки, и с какими неудобствами это может быть связано». В свою очередь, районная администрация держит на контроле ситуацию в образовательных учреждениях, в режиме онлайн общается с директорами, так что руководители школ и детских садов не остаются со своими проблемами один на один.
А теперь по порядку. Протекли кровли в двух детских садах, школах №1 и №2 в Краснообске, №22 и №24 в Криводановском сельсовете. При ремонте кровли образовательных учреждений в Краснообске подвели осадки, из-за августовских ливней крыши дали течь, вода протекла в помещения. «В школах учебный процесс начался в срок, единственное, в школе №2 пришлось перекрыть третий этаж, это неудобство, но катастрофы нет, поскольку учебное заведение заполнено на три четверти от проектной мощности, — рассказала замглавы районной администрации. — Что же касается садиков, воспитательный процесс частично восстановлен — в тех помещениях, которые не пострадали от протечки. Там, где необходимо, проводится косметический ремонт. Дети не страдают, поскольку занимаются в отдельных блоках, не связанных с комнатами, где красят стены и потолки. Более того, в помещениях, где ремонт уже завершён, сами воспитатели говорят, стало даже лучше, чем прежде. Конечно, частично ребятишек из остро нуждающихся семей пришлось разместить в другие детсады — в Краснообске их в общей сложности четыре и две дошкольные группы в школе №2. К сожалению, некоторые дети пока сидят дома, но это временное явление».
Непростой оказалась ситуация в школе №24 в Марусино, но учебный процесс уже продолжается. В Криводановской школе №22, по мнению Натальи Косенковой, ситуация оказалась куда менее критичной, чем в Марусино или Краснообске. «Там кровля протекла 30 августа, я была на месте уже на следующий день, — пояснила замглавы администрации. — Предпосылок для срыва учебного процесса не было. Да, потёки на потолке, вода протекла на второй этаж, пострадали также стены, сейчас это требует косметического ремонта. Что же касается кровли, был сразу составлен акт, тогда же подрядчик обязался ликвидировать последствия протечки в ближайшее время». Безусловно, недовольство родителей и педагогического состава вызывает сегодня и то, что из-за капремонта школы №23 в Криводановке пришлось на год объединить оба учебных заведения, так что учиться стало тесновато. Но эти неудобства тоже временны.
В Мичуринском в 123-й школе протечки кровли не было. Общестроительные ремонтные работы там были завершены вовремя, не успели привести в порядок несколько учебных кабинетов, актовый зал и дошкольные группы. «Однако это не мешает вести учебный процесс, — прокомментировала Наталья Косенкова. — В Мичуринской школе достаточно помещений, занятия проходят в одну смену. Полагаю, что в ближайшем будущем ремонт будет завершён, к тому же в данной школе в октябре мы открываем две детсадовские группы на 50 мест».
В Верх-Тулинской школе приостановка учебного процесса с ремонтом кровли также была не связана. Там начался ремонт туалетов, к тому же прорвало трубу при подключении отопления. В связи с этим руководство учебного заведения сочло возможным прекратить уроки. Только после вмешательства районной администрации в школе поставили четыре биотуалета, теперь и эти проблемы решены, 29 сентября все дети пошли в школу.
«Директорам школ и педагогическим коллективам хотела бы посоветовать (я ведь сама в прошлом школьный директор) не впадать в панику, а конструктивно подойти к решению проблемы. Так, кстати, во многих образовательных учреждениях и сделали. Что зависит от коллектива школы — сделать самим, что зависит от управляющей компании, подрядчиков, пусть делают специалисты. Из своей практики помню, как накануне первого сентября, закатав «треники», сама ползала по полу и красила дощатый пол — его слишком поздно настелили. Не забыла, как во время учебного процесса прорывало канализацию. Это не трагедия, а проблема. А проблемы нужно решать, и решать сообща».