Не оставить в беде

С трудоустройством сложнее. Хотя благодаря усилиям службы занятости и районной администрации почти за два месяца предложения о трудоустройстве только в ДОЛ «Олимпиец» получили порядка 50 человек. Но иногда уровень зарплаты не позволяет снять жильё, а зачастую сами беженцы не готовы приступить к работе. «Неоправданно завышены притязания украинских граждан, — прокомментировал ситуацию замглавы районной администрации Дмитрий Эссауленко. — Я понимаю, что они не ориентируются на рынке труда в нашем регионе, не знают законов, но странно слышать от них требования, что мы здесь должны предоставить им те же условия, что были у них в Донбассе: и высокую зарплату, и комфортное жильё. В Новосибирском и других районах области им зачастую предлагают работу с проживанием в сельской местности, но посмотрев на типично деревенскую избу, где удобства могут быть на улице, люди отказываются. У нас и для сибиряков немного таких мест, где можно заработать в пересчёте с гривен на российские рубли 50-60 тысяч, да ещё с предоставлением квартиры». Ещё одна проблема — несоответствие соискателей требованиям работодателя. Как выяснилось, уровень подготовки кадров на Юго-Востоке Украины в среднем ниже, нежели в Сибири.
И всё же в администрации не прекращают помогать в поисках работы беженцам. Прошло уже две ярмарки вакансий: представители работодателей, в том числе и из отдалённых районов НСО, приезжали в ДОЛ «Олимпиец». Сами беженцы могут выехать в Новосибирск, чтобы искать работу — организован бесплатный транспорт от пункта временного пребывания до станции метро «Площадь Маркса».
Тем более, есть примеры взаимопонимания между работодателями и вынужденными переселенцами, если у беженцев сформировалось желание остаться в России, получить гражданство и пустить здесь корни. В районной администрации отмечают предприятия, где пошли навстречу украинцам. Это такие, как «Бахетле», тепличный комбинат «Новосибирский», фирмы «Агрос», «Фета», «Фарта», «Автокомпас», также ЗАО «Ярковское». А одно из подразделений холдинга «Птицефабрика «Октябрьская» в с. Медведково почти сразу взяло на работу несколько человек. Главное — желание работать.
«Хотелось бы, чтобы и работодатели были более лояльны к украинским беженцам, и сами украинцы поумерили амбиции, — подытожил Дмитрий Эссауленко. — К согласию всегда можно прийти». Тем более что прошло почти две трети срока, определённого для безвозмездного проживания на территории России для вынужденно покинувших территорию Украины. Уже к концу ноября людям придётся определиться и с работой, и с дальнейшим статусом проживания в России.
Анна Захарова