«Конструктивный диалог продуктивнее конфронтации»
– Михаил Георгиевич, вы депутат со стажем. В районном Совете это ваш первый созыв, но до этого были депутатом Станционного сельсовета. Что побудило вас пойти в политику?
– Тут надо начать с короткой биографии. Я окончил станкостроительный техникум по специальности «литейное производство черных металлов», был распределен на завод имени Чкалова мастером литейного цеха. Затем – армия, попал в дивизию Дзержинского в Москве. Вернулся в Новосибирск. Поступил на службу в милицию. Был секретарем комитета комсомола городского УВД, членом бюро обкома. Так что опыт политической работы богатый. Получил юридическое образование. После распада СССР и перемен в стране, в том числе деполитизации армии и милиции, ушел из органов и занялся бизнесом. В какой-то момент решил, что хочу жить за городом, в своем доме. Выбор пал на станцию Мочище, строящийся коттеджный поселок Дорожник. Стал председателем товарищества собственников. Приходилось решать самые разные вопросы, заниматься инфраструктурой поселка. И в 2015 году жители предложили мне баллотироваться в местный совет, чтобы представлять их интересы.
– Теперь вы представляете интересы жителей уже в районном Совете. Хотелось развивать территорию на другом уровне?
– Безусловно. На местном уровне депутаты решают, так скажем, сиюминутные вопросы, работают детализировано. А работа в районном Совете позволяет подходить к развитию территории более комплексно, просчитывать перспективу. Здесь вопросы ставятся масштабнее, шире, нужно сразу многое предусмотреть, ведь не будешь же, как мы это могли делать в сельсовете, созывать сессию еженедельно, чтобы внести изменения в бюджет.
– Вы входите в состав именно бюджетной комиссии. С чем связан такой выбор?
– В сельсовете я был председателем комиссии по бюджету, налоговой, финансово-кредитной политике, экономике, торговле и предпринимательской деятельности. Так что, мой опыт в этих вопросах мог стать полезным. Я, знаете, человек старой закалки, привык ко всему подходить основательно. Чтобы разбираться во всех процессах, изучил особенности муниципального бюджетирования. Теперь понимаю все нюансы. Работы у депутатов в этом вопросе немало, бюджет района ежегодно растет, в текущем году мы дошли до цифры в 9,9 млрд рублей. Что не может не радовать. Это позволяет решать больше задач. А их немало!
– А если конкретнее?
– Новосибирский район, безусловно, развивается, движение на территории мы видим. Тем не менее остро стоит вопрос с социальными объектами. Непосредственная близость к городу влечет за собой бурное жилищное строительство и, естественно, рост населения. Да, сдвиги есть, у нас строятся образовательные учреждения, но пока все равно их не хватает. На той же станции Мочище давно нужна новая школа, существующая уже не вмещает всех ребят. Строятся и медицинские учреждения. Особенно продуктивными были последние два года. И тут новая проблема – нехватка кадров. На станции Иня-Восточная, в поселке Советский нет фельдшеров. А как привлечь специалистов? Например, предоставлением служебного жилья. Да, район активно включается в областную программу, работает муниципальная программа, но они действуют только там, где есть новостройки, так что не каждый населенный пункт попадает. Очень актуальны для нашего района проблемы с несанкционированными свалками. Тут еще много работы предстоит. Но больше всего жителей волнуют, конечно, вопросы ЖКХ. Без газа, чистой воды, хороших дорог не может идти речи об улучшении качества жизни.
– Но ведь и в этом направлении в районе ведется серьезная работа. В рамках областных, муниципальных программ ремонтируются инженерные сети, строятся дороги. Нельзя сделать везде все сразу.
– Не спорю. Радует, что ежегодно растет финансирование муниципальных программ, причем существенно, в этом году выделяется почти 1,2 млрд рублей. Запланировать бюджет – одно, нужно его исполнить. И с этим бывают проблемы. Работа должна быть плановой, у нас очень короткий строительный сезон, а значит, проекты нужно готовить заблаговременно, чтобы успеть заключить все контракты и заполучить хороших подрядчиков. Ведь нередко документы готовы, торги отыграны, а подрядная организация не выполнила свои обязательства. Вроде объективная причина, но результата нет! Знаю, что у главы района Андрея Геннадьевича Михайлова этот вопрос на особом контроле. И это правильно, чтобы не получилось так, что деньги есть, а потратить их мы не можем. Необходимо просчитывать, планировать на шаг вперед. Все мы понимаем, что при таком жилищном строительстве нам всегда нужны школы, спортивные, культурные объекты, а значит, надо заранее готовить проектно-сметные документации, чтобы сразу вступать в программы, получать финансирование. И еще один момент – нужен качественный контроль, чтобы исполнение не противоречило задачам. Вы же понимаете, что две машины не разъедутся на дороге шириной 5 метров, значит, ее нужно строить минимум 7-метровой. Если дорожная одежда должна быть толщиной 18 см, то она не может быть меньше. Я периодически выезжаю на объекты, строительство которых ведется на средства районного бюджета, и нередко возникают вопросы к подрядчикам. И если я вижу несоответствие, я указываю на него. Техническое и юридическое образование позволяет оценить грамотность исполнения. Не раз предлагал организовать комиссию депутатского контроля, как, например, в Горсовете Новосибирска. Убежден, это действенная мера. У меня нет задачи кого-то поймать за руку, я – за качественное исполнение проектов, за рачительное расходование бюджетных средств. Если не можешь работать, тогда и не берись, я так считаю.
– Судя по тому, что заседания сессий проходят спокойно, без особых споров, компромисс с исполнительной властью удается находить?
– Проводится серьезная предварительная работа, все вопросы детально прорабатываются на рабочих комиссиях. Да, бывает, спорим, но стараемся находить решение, которое удовлетворяет всех. Вообще, если депутаты между собой, а главное, с исполнительной властью слышат друг друга, понимают, что все мы должны действовать в первую очередь в интересах наших жителей, тогда будет движение. Это важно и на уровне района, и на уровне муниципального образования. Если ругаться, игнорировать обращения сельчан, то и прогресса никакого не будет. Конструктивный диалог всегда продуктивней конфронтации. Представительная и исполнительная власти должны вместе идти к развитию территории.
Беседовала Татьяна Кузина, фото автора