«Когда вопрос решен – это наша общая победа»
– Оксана Сергеевна, расскажите, в чем особенность работы социального координатора, его основные задачи, какие вопросы приходится решать.
– Наша главная функция – комплексное персональное сопровождение ветеранов боевых действий и членов их семей. Чтобы они понимали, какие льготы, согласно законодательству, им положены, на какие меры поддержки, федеральные и региональные, они могут рассчитывать. В Новосибирской области реализуется большой спектр мер, за которые отвечают разные службы и ведомства. Это помощь в получении статуса ветерана боевых действий, бесплатной юридической, психолого-терапевтической помощи. Это решение вопросов с обеспечением лекарственными и медицинскими препаратами, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, надомного ухода, с оформлением субсидии на адаптацию жилого помещения в случае получения инвалидности, автомобиля с ручным приводом. Это оказание помощи в социальной адаптации, ресоциализации, содействие в получении образования, среднего профессионального или высшего, в переобучении на новую специальность, трудоустройстве, открытии своего дела. Социальный координатор выстраивает маршрутизацию и сопровождает обратившегося человека до полного решения его вопроса.
– Работа социального координатора непосредственно на территории сделала ее более эффективной?
– Безусловно. Ветераны СВО, которые проживают в сельской местности, в отдаленных населенных пунктах, не всегда готовы приехать в областной центр, где находится фонд «Защитники Отечества», чтобы получить какую-то услугу, помощь. Поэтому служба социальных координаторов выстраивается в муниципалитетах, чтобы помощь была максимально доступна любому ветерану. Это позволило расширить сферу деятельности. Если раньше фонд работал в основном с теми, кто непосредственно обращался с вопросами, то теперь задача шире – максимально охватить бойцов, вернувшихся из зоны боевых действий, семьи погибших героев, теперь и мы идем к ним. Я работаю год, уже побывала во всех муниципальных образованиях, познакомилась со многими ветеранами. Закрепление социального координатора за конкретной территорией делает нашу работу более адресной. Находимся в постоянном контакте с сельскими администрациями, с социальными работниками, которые точно знают, кто вернулся, где проживает ветеран СВО, какие потребности есть у семьи бойца. Важно дать понять нашим героям, семьям героев, что государство готово помочь, поддержать в самых разных ситуациях. Кроме того, мы приглашаем героев в образовательные организации для проведения патриотических уроков. Это очень важно для воспитания достойных граждан страны, для сохранения исторической памяти. Нужно рассказывать о событиях из первых уст. Дети всегда внимательно слушают ветеранов, задают вопросы, ждут новых встреч.
– Есть какие-то стандарты работы социального координатора?
– Как такового четкого алгоритма у нас нет. Ведь каждая ситуация индивидуальна, и подход к ней тоже. Есть вопросы, которые можно решить за 10 минут, просто позвонив в нужное ведомство, а есть такие, которые требует гораздо больше времени. Особенно если каких-то документов не хватает, требуется их восстановление, розыск. Тогда подключаются и муниципалитеты, и все социальные службы, и депутаты всех уровней, и волонтерские штабы. Основное условие работы социального координатора – результат. Сопровождаем защитника и его семью до финального решения вопроса, пока не будет достигнут тот итог, к которому они идут. А когда вопрос решен – это наша общая победа.
– Оксана Сергеевна, а как вы стали социальным координатором?
– Предложили освоить новую профессию, такую важную и нужную сегодня. Я согласилась. У меня психологическое образование, многолетний педагогический опыт. Работа с людьми для меня не в новинку. Прошла переподготовку на базе РАНХиГС. Вот уже год работаю. Уверена, что наша помощь востребована. Знаете, у меня сын – защитник. Он там выполняет свои задачи, а я тут. Вместе мы приближаем нашу победу!
– Можете привести какие-то конкретные примеры из вашей практики?
– Примеров очень много разных. Совсем недавно были на приеме родители погибшего бойца, чтобы встать на сопровождение. В ходе беседы выясняется, что они заключили контракт с юридической фирмой на немалые суммы, которая обещала для них оформить все полагающиеся выплаты, мол, без грамотного юриста, аргументировали в фирме, ничего семья не получит. Убедила родителей расторгнуть договор, никаких бюрократических барьеров сегодня нет, все спокойно оформили. Потом так благодарили. Также на консультации был ветеран СВО с инвалидностью, он переехал в нашу область из другого, теплого региона. Приехали к нему в гости, оказалось, что на СВО у него погиб брат, к нам он приехал с мамой, у них совсем нет теплых вещей, к нашей сибирской зиме они не готовы. Подключились администрация сельсовета, местный волонтерский штаб. Оперативно собрали вещи, медикаменты, продукты. Мама была так растрогана таким вниманием, благодарила всех. Когда все вместе, дружно, в тесном взаимодействии, то все получается. Также, например, удалось отправить сына погибшего участника СВО на Кремлевскую елку. Надо было уже ехать, а удостоверение у семьи еще было не готово, подключились все службы и смогли ускорить процесс – ребенок был очень рад. Одному ветерану СВО помогли с посещением стрелкового клуба. Семье действующего участника СВО с маленьким ребенком помогли убрать снег во дворе, а надо было просто связаться с местной администрацией. Многие ведь лишний раз не беспокоят, мол, и сами справимся.
– И часто благодарят? Ответную реакцию получаете?
– Конечно, люди искренне благодарны за участие в их судьбе, за помощь. У меня есть журнал, в котором много отзывов. Это дорогого стоит, это вдохновляет работать дальше.
– А были такие, кто сначала с недоверием относился, но потом увидел результат?
– Конечно, были в практике и такие примеры. Приезжаю к ветерану СВО. Как обычно: чем помочь? В ответ скептически: мол, чем вы мне можете помочь, у вас только разговоры, а толку нет, сам все сделаю. Начинаю беседу, постепенно человек успокаивается, раскрывается. Рассказывает, что необходимо ребятам на передовую отправить груз и быстро, а возможности сейчас нет. Звоню депутату, подключаем волонтерский штаб. Уже на следующий день груз отправили. Потом ветеран звонил, благодарил, он убедился, что работа ведется, помощь обязательно будет, с чем бы ни обратился.
– Кстати, куда обращаться жителям нашего района?
– Поселок Краснообск, С-200, д. 5/1. Это здание, где расположен центр «Добрыня». Кабинет 116. Можно позвонить по телефонам: 308-74-90 или 8 (913) 015-91-06.
Беседовала Татьяна Кузина, фото Аси Малютиной