«Вы самый лучший учитель!»
– Михаил Анатольевич, вы только что вернулись из Москвы. Как вас встретили дома?
– Меня встретил коллектив: коллеги, директор Наталья Викторовна, ученики. Это было потрясающе – прямо в аэропорту. Самолет прилетел в пять утра. Выхожу из зоны прилета с чемоданами, а там – ученики, родители, цветы, шарики, плакат «Самый лучший учитель!». Честно говоря, я почти оцепенел от удивления: после ночного перелета и напряженных конкурсных двух недель усталость была сильная, а тут такой теплый прием.
– Это как раз совпало с Днем учителя. Наверное, многие пассажиры невольно вспомнили своих учителей.
– Было очень приятно. Я действительно не ожидал. Пассажиры удивлялись, кто‑то смотрел неподдельно, кто‑то пытался понять, что происходит. Для меня это был знак: делаешь свое дело – и люди рядом это ценят.
– Михаил Анатольевич, вы выдержали конкурсный марафон очень достойно. Расскажите, какие испытания вам выпали и как они проходили?
– Конкурс проходил в два тура. Сначала в Санкт‑Петербурге, там был полуфинал, затем в Москве – финал. Всего было пять этапов: первый – педагогическое интервью и открытый урок; второй – мастер‑класс, блиц‑турнир с командной работой и педагогический «форсаж». Туры шли день за днем, поэтому нагрузка получилась очень плотная – настоящий марафон с препятствиями. Нужно было выдержать и физически, и морально, потому что отдыха практически не было.
– Какое испытание было самым интересным для вас?
– Самым вдохновляющим и комфортным стал открытый урок в гимназии № 56 имени Пильдес в Санкт‑Петербурге. Там я почувствовал единение с учениками: одиннадцатиклассники были начитанные, любознательные и активно поддерживали ход занятия. Волнение ушло, когда я перестал думать о камерах и жюри и просто работал с детьми – урок прошел как по маслу. Площадка с богатой историей и сплоченный коллектив – от охраны до директора – создали атмосферу, которая помогла раскрыться.
– В чем разница между региональным и федеральным этапами конкурса «Учитель года»?
– На региональном конкурсе ты в основном представляешь школу и район, на федеральном – уже всю область. Возрастает зона ответственности, а оценивает более требовательное жюри: ректоры вузов, заслуженные учителя, призеры прошлых лет – люди с четкой профессиональной позицией и большим опытом. Очень плотный график и высокая нагрузка, нужна серьезная профессиональная и психологическая подготовка. Две недели непрерывного труда.
– Как вы себя чувствовали, когда попали в финалисты?
– Это была моя цель, и я очень рад, что её достиг. Попасть в финал – уже большое достижение. Я был на седьмом небе от счастья, особенно учитывая, что из 89 участников прошли только 20.
– Что вам дало участие в конкурсе?
– Конкурс дал огромный опыт и вдохновение. Я познакомился с лучшими педагогами страны, узнал новые методики и приемы. Я очень благодарен всем, кто поддерживал меня на этом пути.
– Какие награды вы получили?
– На первом туре я получил партнерские подарки и стажировку в Алабуге, особой экономической зоне в Татарстане. В финале в Москве меня отметили партнерскими призами от гимназии Примакова, а также я стал абсолютным победителем в специальной номинации Министерства просвещения РФ «Советник года». Для меня это большая честь.
– Кто вас вдохновлял и помогал?
– Моими вдохновителями были семья, коллеги, ученики и родители: они постоянно писали слова поддержки. Особую благодарность хочу выразить директору лицея Наталье Викторовне Зиновьевой и Екатерине Андреевне Ефановой – моему помощнику на конкурсе. Они были рядом на каждом этапе, и без их поддержки я бы не справился. Хочу также поблагодарить декана института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Ольгу Михайловну Хлытину, методиста Анну Викторовну Молокову из института повышения квалификации: они оказывали методическую и предметную поддержку. Курировала процесс Василя Сахияровна Барсукова из регионального министерства образования. Чувство поддержки со стороны района и команды многое значило в условиях плотной программы.
– Что вы планируете делать дальше?
– Продолжу работать с учениками, делиться опытом и внедрять новые методики. Конкурс подарил много идей и вдохновения, и я хочу применить их на благо наших детей и системы образования в целом.
Елена Азарова, фото предоставлены Михаилом Шабановым