Как развивать речь у дошкольников, обсудили педагоги района
В соответствии с планом работы ММО воспитателей Новосибирского района на 2021-2022 учебный год 08 декабря 2021 года в МБДОУ-детском саду «Теремок» было организовано и проведено методическое объединение воспитателей по теме «Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста: социально-коммуникативная и речевая компетентности». В мероприятии приняли участие 36 педагогов из 22 образовательных организаций Новосибирского района.
Мероприятие прошло в форме семинара-практикума. Основными задачами было: создание условий для активного включения педагогов в творческую продуктивную деятельность; оказание методической, информационно-педагогической помощи в профессиональном развитии педагогов. Была начата работа по созданию «Банка педагогических идей» через транслирование педагогического опыты по вопросам формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
В теоретико-практической части руководитель ММО Сайботалова Елена Борисовна сделала сообщение об особенностях формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, представила современные педагогические технологии формирования предпосылок коммуникативной и речевой грамотности у дошкольников. Далее педагогам было предложено разделиться на четыре подгруппы для активации и командообразования (кооперации). Второе задание открытого вида: создать портрет эффективного коммуникатора-дошкольника в процессе ознакомления с педагогическим опытом коллег из ДОО.
В представлении опыта работы педагогов, коллективов ДОО приняли участие:
- воспитатель МБОУ «Краснояровской школы № 30 им. Героя России А.Галле» Ляскина Ирина Павловна, тема выступления ««Эффективные технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста»;
- воспитатель МДОУ-детского сада «Медвежонок» Баршенцева Ольга Евгеньевна, тема выступления «В сказки играем и речь развиваем»;
- воспитатель МКДОУ-детского сада «Лукоморье» Субботина Вера Александровна, тема выступления «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»;
- воспитатель МКДОУ-детского сада «Золотой ключик» Пашина Елена Александровна и воспитатель Флинк Галина Сергеевна, тема выступления «Развитие речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;
- воспитатель МБДОУ-детского сада «Теремок» Карпова Любовь Михайловна, тема выступления «Организация «книжной гостиной» как одна из форм работы по формированию у старших дошкольников предпосылок коммуникативной и речевой грамотности»;
- воспитатель МБДОУ-детского сада «Теремок» Болдырь Евгения Ивановна, тема выступления «Применение технологии «скрайбинг» в работе с детьми средней компенсирующей группы по приобщению к детской художественной литературе» и показ видеоролика речевого занятия с детьми ОВЗ средней группы «Аппликационный «скрайбинг» в речевом развитии детей»;
- воспитатель «Мичуринской школы № 123, дошкольное отделение Ястребова Олеся Константиновна, тема выступления «Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников посредством применения технологии критического мышления»;
- воспитатель МБДОУ-детского сада «Чебурашка» Кравченко Татьяна Александровна, тема выступления «Формирование речевой активности дошкольников с использованием технологии ОТМС-РТВ-ТРИЗ как базис формирования функциональной грамотности в условиях реализации ФГОС ДО»;
- воспитатель МАДОУ-детского сада «Колосок» Слепухина Мария Сергеевна, тема выступления «Речевое развитие как основа формирования функциональной грамотности».
В процессе выступления педагогов с целью релаксации, снятия напряжения, а также развития умения ориентироваться в партнерах и неизвестных речевых ситуациях общения музыкальный руководитель МБДОУ-детского сада «Теремок» Михайлова Инна Борисовна и старший воспитатель Сайботалова Елена Борисовна провели коммуникативные игры «Здравствуй, дружок!» и «Рассказ по кругу».
В практико-ориентированной части участники методического объединения представили портрет (качества, ориентиры) эффективного коммуникатора-дошкольника. Каждая группа представила свои предположения: как прийти к этому портрету? нужно ли специально заниматься развитием коммуникации и кооперации в дошкольном возрасте?
В форме «Дискуссионных качелей» определили, какие условия можно создать в группе для изменения общения детей. Как организовать общение так, чтобы создавалась ситуация успеха для каждого ребёнка?
По итогам дискуссии были определены методические рекомендации (памятка для педагогов) по созданию условий, применению форм, методов и технологий для формирования у дошкольников предпосылок коммуникативной грамотности и речевой активности.
Материалы, представленные педагогами коллегам, можно найти по ссылке.