«Теперь я понимаю, что по-настоящему важно»
В начале 2024 года Дарье исполнилось 18 лет. И она твердо решила, что пойдет добровольцем на фронт. Не сразу у нее это получилось, но уже осенью юная патриотка была зачислена в штурмовую роту. Прошел год ее службы, Дарья приехала в отпуск в родное Новошилово. И в минувшую субботу в Боровом в рамках проекта «Герои локальных войн – детям!» она встретилась с земляками – юнармейцами Новосибирского района и рассказала о своем желании попасть на СВО, об армейском братстве и верном друге – собаке Фрейе.
– Дарья, вы окончили Ново-Шиловскую школу № 82. Какие учебные предметы вам больше всего нравились?
– Вообще, я хорошо училась в школе, отличницей была, окончила с красным аттестатом. В целом старалась уделять внимание всем предметам, но больше любила историю, литературу и физкультуру. Важный предмет – история. Ты должен знать историю своей страны, мировую историю. Кто не знает прошлого, не имеет будущего. Может, это часто звучащая фраза, но ведь так оно и есть. Чтобы понимать суть событий, нужно знать их основу. Ну а литературу любила за возможность порассуждать, поразмышлять о важном, всегда хорошо писала сочинения. Занятия на уроках физкультуры во многом помогли мне в поддержании хорошей физической формы. Я и сейчас много тренируюсь, это очень важно. Много времени отводится на физподготовку каждый день, без этого не выдержать такие нагрузки, от этого во многом зависит твоя жизнь. Но вообще в школе нет неважных предметов, каждый помогает человеку развиваться.
– Вы также занимались конным спортом?
– Верно. Я даже хотела пойти в конную полицию после окончания школы. У меня была лошадь. Я к ней очень привязалась, даже когда решила уйти на СВО, долго думала, как с ней быть, отдала бывшей хозяйке. Но сегодня уже вернула себе, оплачиваю ее содержание.
– Вы были в юнармейском отряде почти три года. Что для вас Юнармия?
– В 82-й школе вообще очень сильные патриотические традиции. Несколько лет существует ВПК «Армата», здесь проводилась районная «Зарница». Я же к юнармейцам попала не сразу. Сначала просто смотрела, как на уроках ОБЖ они разбирали автомат, училась у ребят. Потом на какое-то мероприятие вместе с ними поехала. Уже негласно считали меня своей. Ну а затем уже официально вступила в ряды Юнармии. Это очень хорошая подготовка. Я многому научилась, прошла курс молодого бойца. Очень хороший опыт – участие в профильной смене в палаточном лагере «Юнармеец». Там узнали, что значит жить по распорядку, жить в одной палатке, все делать вместе. У меня самые светлые воспоминания. Юнармеец однажды – юнармеец всегда! Я даже сегодня в юнармейском берете.
– После окончания школы вы сразу решили заключить контракт с Минобороны?
– Знаете, как и многие школьники, я писала ребятам на передовую письма поддержки. В них всегда подчеркивала, что все гордятся нашими защитниками, верят в них, что такими весточками с родных мест мы, дети, хотим помочь им, поднять настроение. Ребята, обязательно пишите письма, бойцы там их читают по несколько раз, это такой стимул идти дальше. Ты веришь, что все это не зря. Я уже тогда задумалась, что тоже бы хотела защищать интересы Родины на передовой. Но получилось не сразу. Кроме Юнармии я год проходила обучение в военно-спортивном центре «Альфа», там изучали тактику, разведку, медицину, учились рыть окопы, в том числе в противогазах, и многое другое. Работала в Шиловском гарнизоне. Но все же много было препятствий, много вопросов. Мой инструктор посоветовался с товарищами, которые уже были на СВО, они порекомендовали написать в учебно-боевой центр «Эспаньолы». Я так и сделала, и они меня пригласили, ответив, мол, пока приходите, посмотрим, что будет дальше. Я приехала туда, показала, на что способна, и попала на СВО.
– Вам бывает страшно?
– Конечно, и это нормально. Ненормально, когда наоборот. Но страх бывает разный. Есть сковывающий страх, паника, а есть страх-опасение, который помогает выжить.
– Выражение «верное плечо товарища» для вас не пустой звук?
– Безусловно. У меня замечательные товарищи. Они стали для меня семьей. Может, кто-то бы сказал, что сложно девушке в мужском коллективе, но мне нет. Наверное, потому что я привыкла. В центре «Альфа» были одни мальчишки, на секцию рукопашного боя ходили практически одни мужчины. Да и ребята сразу расположили к себе. Мы быстро нашли общий язык. Я им полностью доверяю, знаю на все сто, что в случае чего они меня вытащат, как и я их. Боевое братство – самое верное.
– А у вас еще есть верный друг – собака Фрейя.
– Нашли ее щеночком в Мариуполе. На территории уже не было боевых действий. Было очень холодно, она была одна – ни мамы, ни других щенят. Ребята принесли мне ее на передержку, мол, пока поухаживай за ней. Пока искали место, я к ней привязалась, решила, что останется у меня. Теперь я ее никому не отдам. Сначала она была такая злюка, огрызалась на меня, лаяла, рычала, поэтому и имя ей дали боевое – Фрейя, это в скандинавской мифологии покровительница войны. Но потом она стала преданным другом мне. Фрейя приехала со мной в Сибирь, и думаю, что оставлю ее тут, все-таки тут спокойнее.
– Дарья, вы уже год на передовой. Это изменило вас?
– В характере, пожалуй, нет. Только, наверное, более дисциплинированной стала. А вот морально, думаю, да. Для себя четко понимаю, что важно, а что нет. И тратить время на пустое точно не буду. Там осознаешь, в чем истинные ценности и цели в жизни.
Подготовила Татьяна Кузина, фото Аси Малютиной